Алексей Ольховой: «Весь мой бизнес начинался с ремесла»
Владелец ресторана Blanc рассказал, как его проект стал новым местом силы, почему он не развивает личный бренд и какой бизнес в России точно не построишь.
Еще полгода назад мы бы сказали, что в одном из переулков на Хохловке «притаился» ресторан Blanc. Но чуть больше, чем за полгода проект приобрел невероятную популярность: вряд ли теперь нужно объяснять, куда именно свернуть, чтобы попасть в украшенный гирляндами просторный двор. Летом Blanc составлял конкуренцию веранде Deep Fried Friends – а шансы встретить знакомых на местных вечеринках росли с каждым уик-эндом. С наступлением холодов людей меньше не стало – когда мы встречаемся с основателем White Studios Алексеем Ольховым в четверг вечером, место нам могут предложить лишь за барной стойкой.
Когда я захожу в Blanc, меня встречает высокий мужчина, одетый как среднестатистический посетитель «КМ20»: худи, свободные спортивные брюки, кроссовки и шапка бини. Сложно представить, что через полчаса он будет вовсю оскорблять чувства миллениалов: скажет, что не хочет развивать инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), поставит во главу успешного бизнеса ремесло, а не гениальную идею. Да еще и признается в страшном: оказывается, он может позволить себе отключить телефон в отпуске. Причем речь идет не о владельце кофейного корнера на Даниловском рынке, а о руководителе целой группы компаний. Проекту White Studios принадлежит не только Blanc, но и множество фотостудий, магазин мебели, дизайн-бюро, салоны красоты, кондитерская и даже яхт-клуб. И если навыкам общения с людьми Ольховой учится у Навального, то как ему удалось прокачать тайм-менеджмент – для нас так и осталось загадкой.
Если почитать твои предыдущие интервью, то создается впечатление, что ты прямо как Юрий Дудь – интересуешься только деньгами. При этом все твои проекты в конечном счете – про красивый продукт. Так ты все-таки человек коммерции или эстетики?
Не знаю, какие интервью ты читала, раз сложилось такое впечатление. Изначально все, что мы делаем, – это про красоту. Конечно, мы за эстетику. Но понимаем, что для реализации идей нужны финансы.
Что проще развить – вкус или коммерческое чутье?
Вкус. Чтобы его развить, нужна, в первую очередь, насмотренность. Это самое простое. Нужно постоянно смотреть на все красивое – людей, искусство, вещи – и анализировать, почему тебе это нравится. Это работает в любой индустрии – рестораны, интерьеры, мода. Насмотренности в принципе достаточно.
Чтобы развиваться в бизнесе, нужно постоянно пробовать новое. Должна быть возможность экспериментировать, а на первых порах бывает так, что деньги просто заканчиваются. Может повезти: один проект окажется удачным, потом другой, и если на третий раз случится ошибка, то это все равно не остановит денежный поток. Но это сложный процесс.
Как считаешь, у тебя быстро получилось построить дело?
Со мной ситуация другая – все мои проекты идут из ремесла. Поначалу вообще были не нужны какие-то огромные инвестиции. Вот работаешь ты фотографом. Ты снимаешь, тебе платят деньги, ты тратишь их на какие-то студийные проекты. Неважно, получится или нет – ты все равно как фотограф будешь зарабатывать. Это безопасная система. Не так, что у меня был миллион, я его вложил и сел ждать, что произойдет.
Видела у тебя в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) термин «экономика помещения». Расскажи, что это такое?
Есть первоначальная стоимость помещения, есть объем инвестиций, которые нужны, чтобы место заработало в нужном тебе формате, и есть предполагаемый доход – из этого и складывается экономика. Я сегодня, например, ездил смотреть четырехэтажный дом площадью две тысячи квадратных метров. Оно стоило примерно 117 миллионов. Я пересчитал стоимость одного метра, прикинул, что тут может быть и сколько уйдет на ремонт, и понял – есть экономика или нет.
В Москве есть какие-то мертвые точки? Даже Blanc расположен не в самой проходной локации.
Думаю, да. Но это не здесь. Моя философия в том, что ресторан должен быть там, где можно не только поесть, но и прогуляться после ужина. Мы находимся на Ивановской горке – я считаю, что это очень классный недооцененный район. Тут отлично сохранилась историческая застройка, но при этом мало хороших мест. Есть Покровка, но там больше масс-маркет какой-то. Плюс у нас есть двор, который мы летом используем. Думаю, что еще пару мест в окрестностях можно было бы открыть спокойно.
А где бы в Москве ты не стал открывать ничего?
Очень сложно запускать что-то в спальных районах. Мне это не особо интересно. Ну что нужно людям на окраине – кофе или пива попить? Про эстетику меньше думают. Не поедут люди из центра или с другого конца Москвы в Черемушки, чтобы посмотреть новое место.