Яхта, перелеты из Москвы в Лондон и пилатес: где и как прячутся от пандемии российские миллиардеры
Михаил Фридман, Алексей Мордашов, Фархад Ахмедов, Сергей Саркисов и еще десять участников рейтинга 200 богатейших предпринимателей рассказали Forbes о своей жизни в изоляции
Чем занимаются миллиардеры во время пандемии коронавируса? Forbes решил спросить об этом участников своего рейтинга. Достучаться удалось далеко не до всех 200 человек. Мы смогли выяснить, где сегодня находятся 78 участников списка. Многие из них согласились что-то о себе рассказать только на условиях анонимности, но составить общую картину нам все-таки удалось.
Большинство ответивших — 50 человек, остались в России (см. инфографику). Правда один из них признался, что половину срока «отсидел» в Лондоне — с паспортом UK он запросто летает в Англию и обратно. В Москве остались все девелоперы, с которыми удалось поговорить Forbes — им никак нельзя улетать от вызванных кризисом проблем, нужно спасать свои компании. Не смогли все бросить и акционеры крупных промышленных предприятий, которым необходимо обеспечивать непрерывную работу в новых условиях.
На втором месте оказалась Великобритания — здесь находятся 8 человек, включая Михаила Фридмана, Вячеслава Кантора и Олега Тинькова. На третьем — Евросоюз, 7 человек. Два из них отказались сообщить конкретную страну, двое — Давид Якобашвили и Сергей Саркисов — живут в Монако, Петр Авен — в Латвии, пишет новую книгу, Сергей Петров — в Вене, еще один человек — на Кипре.
В США — шесть человек, включая Юрия Мильнера, Виктора Ремшу и Ратмира Тимашева, в Швейцарии — пять, в том числе Константин Николаев и Андрей Баронов.
Два человека укрылись от вируса в Дубае. Олег Бойко поехал туда отдыхать и застрял, живет в своих апартаментах. Фархад Ахмедов сознательно поселился с семьей на своей яхте Luna, которая стоит в местном порту. А вот где сейчас находится постоянный житель Дубая Павел Дуров, нам выяснить не удалось.
Еще один миллиардер — Алишер Усманов — самоизолировался в Ташкенте.
Пока ни у кого из опрошенных проблем с перемещением по миру не было, но они могут возникнуть. В любую страну сейчас теоретически можно улететь на своем самолете или на чартере, но для этого нужно быть резидентом этой страны, иначе полет не согласовать.
Еще одна проблема — сохранение статуса нерезидента РФ. «Застрявшие» в России нерезиденты, а таких в списке Forbes достаточно много, строго следят за тем, чтобы не превысить отведенный на пребывание лимит в 183 дня и надеются, что все закончится гораздо раньше.
В целом наши герои смотрят на жизнь оптимистично — радуются общению с детьми, открывают для себя что-то новое. Один из них, например, неожиданно занялся пилатесом, другой начал почти каждый вечер ездить к маме, чего в обычной жизни так часто не делал. Подробнее о жизни миллиардеров в самоизоляции смотрите в нашей галерее.
Алексей Мордашов
№4 в рейтинге 200 богатейших россиян, основной владелец ПАО «Северсталь»
Состояние: $16,8 млрд
Место изоляции: Москва и МО
Алексей Мордашов 20 лет, до 2015 года, сам руководил «Северсталью», сегодня возглавляет совет директоров компании. Он уже почти два месяца постоянно находится в Москве, строго соблюдает рекомендованные карантинные меры и полноценно дистанционно работает.
Как член комитета совета директоров по охране здоровья, безопасности труда и охране окружающей среды бизнесмен возглавляет штаб «Северстали» и компаний «Севергрупп» по борьбе с распространением коронавируса. За последний месяц он провел две онлайн-встречи с коллективом, призывая сотрудников соблюдать все меры безопасности.
«Наша общая задача — снизить скорость распространения инфекции, помочь медицинским учреждениям эффективно работать в новых условиях, когда еще нет общепринятого протокола лечения, не хватает оборудования и средств защиты, — говорил Мордашов на встрече 28 апреля. — Пересмотрите на время свои привычки: соблюдайте дистанцию, не здоровайтесь за руку. Подумайте, чем вы рискуете, и в следующий раз вместо рукопожатия просто скажите «Здравствуйте!» и улыбнитесь».
Встречи в режиме онлайн проводятся на платформе Microsoft Teams, в них участвует руководство группы (около 200 человек), всем остальным сотрудникам рассылают расшифровку и видеозапись беседы. У всех есть возможность задавать Мордашову вопросы через специальный сервис, в том числе анонимно.
«Северсталь» и ряд компаний «Севергрупп» — это предприятия непрерывного цикла и продолжают свою работу. «На производственных площадках введен целый комплекс мер, которые помогают нашим сотрудникам быть в максимально безопасной среде. Это двухуровневый контроль температуры, дезинфекция помещений, разнесение времени начала смен, зонирование рабочих мест, обязательное использование средств защиты на территории предприятий и по пути на рабочее место. В то же время, все, кто может работать дистанционно, переведены на удаленную работу. По «Северстали» это более 7000 человек (из около 50 000. — Forbes)», — ответил Мордашов Forbes.
Михаил Фридман
№8, крупнейший акционер LetterOne и «Альфа-Групп»
Состояние: $13 млрд
Место изоляции: Лондон
Михаил Фридман соблюдает режим lockdown, как говорят англичане. Его большой дом Athlone House в лондонском Хайгейте еще не готов, бизнесмен пока снимает другой, тоже большой, в котором есть все необходимое, включая спортивный зал, где он регулярно занимается. «Я же не в однокомнатной хрущевке живу. Я, конечно, скромный олигарх по сравнению с некоторыми моими коллегами (нет ни лодки, ни самолета. — Forbes), но не настолько», — смеется основной владелец крупнейшего в России частного банка.
Необходимости срочно лететь в какую-то другую страну у Фридмана пока не было. Советы директоров компаний «Альфа-Групп» и LetterOne проводятся регулярно в дистанционном режиме. Для видеоконференций используется в основном Cisco Jabber, иногда Zoom и BlueJeans.
«Работаю в обычном режиме, даже больше, мне кажется. Просто потому, что сейчас проблем больше у всех, прежде всего макроэкономических. Все перестраивается на ходу, в этом смысле сложнее. С другой стороны, масса времени экономится, которое тратилось на вещи, как выяснилось, совершенно необязательные. Например, переодеваться каждый день необязательно — надеваешь новую майку, и все. А раньше — галстук, костюм, целая история. И ездить никуда не надо — все быстро и рационально получается», — рассуждает бизнесмен в разговоре с Forbes.
Кризиса Фридман не сильно боится: «У нас много разных активов. Какие-то пострадают больше, какие-то меньше, какие-то, наоборот, что-то приобретут. Но в целом мы очень даже удовлетворены качеством своих активов».
В портфеле LetterOne и «Альфа-Групп» есть предприятия из наиболее затронутых кризисом секторов — нефтегазового (Wintershall DEA) и банковского (Альфа-банк). Бизнесмен убежден, что с ними ничего плохого не случится: «Будет какое-то ухудшение [кредитного] портфеля, но мы проходили уже много кризисов, поверьте мне, я могу вас уверить — у нас качество портфеля существенно выше среднего. Точно, конечно, предсказать невозможно, жизнь покажет, но я предполагаю, что у нас очень качественный портфель. Wintershall DEA тоже чувствует себя нормально — цены упали, но себестоимость добычи у компании очень низкая».
На вопрос, изменилась ли как-то его жизнь, Фридман отвечает эмоционально: «Конечно, изменилась! Сижу дома, а так бы на концерты ходил. К нормальной жизни вернемся не раньше, чем через год. И, думаю, к этому моменту представление о ее нормальности может измениться».
Алексей Кузьмичев
№18, совладелец LetterOne и «Альфа-Групп»
Состояние: $6,5 млрд
Место изоляции: Москва и МО
Партнер Михаила Фридмана по LetterOne и «Альфа-Групп» Алексей Кузьмичев в обычное время живет между Лондоном и Парижем. Он приехал в Москву по делам и вынужден был задержаться: «Я как смогу, так и улечу. Никакие дела меня здесь уже не держат. Жду развития ситуации в Европе. Я могу вылететь в Британию, но я не очень хочу туда, жду, когда откроется Франция, полечу во Францию к семье. Я не вижу проблем с вылетом из Москвы сейчас я резидент Великобритании, и у меня вид на жительство, поэтому туда у меня есть законные основания приехать, а въехать во Францию у меня пока никаких оснований нет — я не гражданин», — объяснил он свою ситуацию в разговоре с Forbes.
Миллиардер не считает себя изолированным — у него есть пропуск от X5 Retail Group, который позволяет спокойно перемещаться по городу — супермаркеты «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель» не прекращали работу.
По словам Кузьмичева, X5 Retail Group кризис не коснулся: «У X5 вообще все хорошо — они оказались готовы, быстро организовали доставку продуктов по интернету, и все магазины сегодня хорошо работают. Думаю, они сейчас лучшие на рынке. Не было у них никаких проблем с поставками, с задержками, с дефицитом. Они прошли кризис очень хорошо. Другое дело, что есть проблемы с заболеваемостью продавцов, но с ними справляются. Продавцы сидят на кассе, мимо них идет непрерывный поток людей. Их нужно защищать, и их очень хорошо защищают. О них заботятся, за ними следят, им постоянно тесты проводят. Ничего страшного и ужасного не было, просто тяжело стало работать».