Мнимая угроза санкций: чего «Газпрому» нужно бояться на самом деле
Учитывая профицит экспортных мощностей, реальную опасность для «Газпрома» представляют не санкции в отношении Nord Stream 2, а падение европейских цен и усиление конкуренции с поставщиками сжиженного и трубопроводного газа, считает экономический обозреватель Кирилл Родионов
Дискуссия вокруг возможных новых санкций в отношении Nord Stream 2 несколько затмила тот факт, что проект практически уже заморожен. Строительство газопровода было остановлено еще в декабре, когда президент Дональд Трамп подписал военный бюджет США на 2020 год, ранее одобренный Конгрессом. Еще не вступил в силу документ, содержащий финансовые и визовые ограничения в отношении компаний и лиц, причастных к прокладке трубопровода на глубине свыше 100 футов (чуть более 30 м), а швейцарская Allseas уже объявила о сворачивании всех работ по Nord Stream 2. В результате незавершенным остался датский морской участок трубопровода (160 из 2 460 км), который на рубеже ноября и декабря начали прокладывать суда Pioneering Spirit и Solitaire, принадлежащие Allseas.
Воронка санкций
Успех последующих шагов «Газпрома» — перегона «Академика Черского» с Дальнего Востока в Германию вкупе с попыткой привлечения к проекту баржи «Фортуна» и получением у Датского энергетического агентства разрешения на использование трубоукладчиков с якорным, а не динамическим позиционированием, как у судов Allseas — упирается в конечном счете в тот же санкционный барьер. Согласно проекту оборонного бюджета США на 2021 год, поддержанному в июле сенатским большинством, санкции угрожают не только подрядчикам строительных работ, но также организациям, осуществляющим обязательную сертификацию проложенного трубопровода.
К таким организациям относится норвежское обществуо DNV GL — в том случае, если оно, как и при запуске двух первых ниток Nord Stream в 2012 году, возьмется за выдачу сертификата. То же самое касается процедур страхования и инспектирования, которые для Nord Stream обеспечивали соответственно немецкая Munich Re и швейцарская ROSEN Group.
Под ограничения может попасть и порт Мукран на балтийском острове Рюген, где хранятся трубы для Nord Stream 2 и пришвартован «Академик Черский». В том случае, если судно начнет укладку труб, порт лишится доступа к американской финансовой системе, следует из открытого письма трех сенаторов-республиканцев, Теда Круза, Тома Коттона и Рона Джонсона, опубликованного ровно месяц назад. И хотя канцлер Ангела Меркель назвала эти угрозы незаконными, сенаторов это вряд ли остановит, учитывая, что даже внутри правящей в Германии ХДС/ХСС уже раздался призыв