Затратные надои
Уходящий год стал уникальным по темпам роста себестоимости молока в России
Затраты на производство молока-сырья за 10 месяцев 2021 года увеличились на 28%, его переработки — на 14–16% к аналогичному периоду 2020-го. Рост спровоцировало удорожание кормов, запчастей, минудобрений, ветеринарных препаратов, ГСМ и прочего. При этом ценник на торговой полке подрос лишь на 4,5%. Эксперты рынка видят необходимость в изменении ценообразования, развитии экспорта и снижении издержек путем корректировки рациона КРС, анализа генетики, лабораторных исследований.
Увеличение себестоимости производства молока-сырья в январе — октябре 2021 года на 28% к такому же периоду годом ранее произошло из-за существенного роста издержек, который не был компенсирован повышением отпускных цен, считает Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»). Среди причин увеличения затрат, которые обозначены в официальном обращении организации в Минпромторг и ФАС России, указаны девальвация рубля, удорожание кормов (до 60% в себестоимости), импортных составляющих, удобрений, упаковки, рост тарифов на электроэнергию и ГСМ.
Корма подорожали
Индекс операционной себестоимости производства молока (RMCI) в сентябре 2021-го составил 102,6%, за месяц показатель вырос на 2,6% и заметно (+16,6%) превышал уровень соответствующего периода 2020 года. В августе RMCI также был выше прошлогодних цифр (+15,9%). «В этом году выросли абсолютно все статьи затрат», — констатирует гендиректор «Союзмолока» Артем Белов.
По данным Минсельхоза, из-за подорожания кормов и кормовых добавок для скота, упаковки и ГСМ стоимость сырого молока у производителей поднялась до 27,6 руб./кг (+7,7% за год), пастеризованного — до 49,1 руб./кг (+7,9%). «Основным драйвером увеличения себестоимости сырья стало существенное повышение расходов на корма», — комментирует эксперт. В частности, цена высокобелковых кормов в зависимости от региона выросла от 40 до 50%. На современных молочных фермах их доля значительная, поэтому они внесли существенный вклад в рост себестоимости. Негативно на рационе животных сказалась засуха, которая отмечалась в ряде регионов ЮФО, ПФО, ЦФО, частично на Урале и в Западной Сибири. В результате подорожали традиционные сочные и грубые корма. Кроме того, в высокобелковых кормах большую долю занимают премиксы, которые импортируются в Россию, их стоимость за последние полтора года стала больше на 15–20%, знает Белов. Новый высокий уровень себестоимости молока для многих хозяйств оказался неприемлемым, в связи с чем им пришлось сокращать поголовье КРС либо менять рацион питания животных.
В пострадавших от засухи регионах в этом году наблюдался дефицит кормов, подтверждает старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Наталья Пенькова. Как следствие, некоторые хозяйства сократили поголовье или полностью избавились от него: в сельхозорганизациях на начало октября 2021 года стадо молочных коров было на 1,4% ниже, чем в 2020-м, приводит данные она. По словам Пеньковой, за год стоимость свекловичного жома выросла на 30%, соевого шрота — на 117%, кукурузы — на 61%, комбикормов — на 30%. Из-за этого некоторые производители переориентировались на более дешевые и примитивные рационы КРС, что во многих случаях привело к падению продуктивности коров. Если в 2019–2020 года надои в сельхозорганизациях в среднем увеличивались на 6–6,5%, то на начало октября этого года рост продуктивности составил всего 2,8%, и темпы повышения показателя снижаются, отмечает эксперт.
«С одной стороны, сокращение поголовья — это нормальный процесс: динамика уменьшения численности фуражных коров наблюдается на протяжении последних лет, но при этом мы видели, что растет продуктивность животных. Проблема2021 заключается в том, что ускорились темпы выбытия поголовья одновременно с падением продуктивности», — акцентирует внимание Белов. По его мнению, эти два ключевых тренда оказали колоссальное влияние на молочную отрасль: в комплексе с повышением затрат они привели к снижению доходности бизнеса.
В результате темпы прироста объемов производства товарного молока упали в 4–5 раз. Если в последние годы валовой надой во всех хозяйствах стабильно увеличивался в среднем на 1 млн т или 4–5% в год, то за девять месяцев 2021-го прирост не превысил 1%. По прогнозу «Союзмолока», по итогам года прибавка объемов в целом будет не более 150–200 тыс. т.
Гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев уверен, что до конца года ситуация уже не сможет серьезно поменяться и рост надоя в сельхозпредприятиях страны не превысит 1%, а, скорее, будет ближе к 0,5–0,7% — это всего лишь около 150 тыс. т товарного молока. Более того, по ряду молочных регионов продолжает фиксироваться снижение производства от 2% до 8%: например, в Краснодарском крае, на Алтае и в других регионах Сибири, и даже Ленинградская, Московская и Свердловская области пока «минусуют», говорит он.
«В 2021 году в молочной отрасли в единую волну сложился целый ряд негативных факторов, которые в совокупности привели к сокращению производства, — продолжает Груздев. — Сначала резкий рост себестоимости, не отыгранный повышением цен на молоко, вынудил хозяйства экономить и сворачивать планы по инвестициям, а потом добавился фактор погоды: сперва жара ударила по надоям и воспроизводству стада, а затем дожди и ранний снег — по качеству кормов». По словам эксперта, 2022 год отрасль встретит уже в других реалиях: себестоимость молока вышла на новый, более высокий уровень, который резко поднял требования к эффективности молочных ферм, а в перспективе — скорректирует и их инвестиционные приоритеты.
Доходность отрасли упала
Аграрии подтверждают: в 2021 году увеличились буквально все статьи затрат, а рентабельность бизнеса заметно снизилась. Среди причин роста себестоимости готовой продукции в конце года — запуск обязательной маркировки и затраты, с ней связанные. Из-за введения новой системы у игроков рынка возникло много сложностей с точки зрения реализации проектов на практике, подтверждает «Союзмолоко».
«С 1 декабря стала обязательной маркировка молочной продукции сроком годности менее 40 дней, но российские интеграторы оборудования оказались не готовы к ее внедрению. Нужного и востребованного оборудования по маркировке на российском рынке не найти, тем более в удаленных регионах, где выбор ограничен. В результате от этого опять страдают производители», — говорит директор «Деревенского молочного завода» (Кемеровская область) Александр Сухинин.
В период подготовки ко второму этапу маркировки возникали некоторые сложности, признает гендиректор ГК «Молвест» (Воронежская область; производство, переработка молока — более 500 тыс. т в год) Анатолий Лосев. Типографии, с которыми сотрудничает группа, оказались не готовы к печати кодов на упаковке, поэтому компания закупила принтеры и другое оборудование для нанесения кодов непосредственно на производственных линиях. Введение маркировки снизило инвестиции непосредственно в модернизацию и расширение производства, утверждает руководитель. «На маркировку в этом году мы направили около 300 млн руб. Сумма складывается из обязательных отчислений, стоимости нанесения кода, амортизации оборудования по нанесению, оплаты труда персонала, который обслуживает машины, занимается учетом кодов, и из потерь продукта, который не продан по причине не считывания кода. Это примерно треть годового инвестиционного бюджета», — подсчитал Лосев.