«Тольяттиазот» откроет новый путь российским удобрениям
Компания строит первый в стране перевалочный комплекс для аммиака и карбамида за 60 млрд руб.
В 2021 году Россия отправила за рубеж 4,4 млн т аммиака и почти 7 млн т карбамида. Значительный объем от общего вывоза этих продуктов шел через иностранные точки отгрузок, но с началом СВО поставки такими путями были остановлены. И если сыпучие минеральные удобрения отечественные производители еще могут экспортировать через порты ЮФО и Северо-Запада, то терминалов для перевалки жидкого аммиака в стране нет. В такой ситуации проект ТО АЗ имеет критически важное значение для отрасли, считают эксперты.
Правительство утвердило план мероприятий по строительству первого в России терминала по перевалке аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн т в год в порту Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Соответствующий документ глава кабмина Михаил Мишустин подписал в марте. Строительство первой очереди порта мощностью 2 млн т аммиака должно завершиться до конца 2023 года. Вторая очередь, ввод которой позволит переваливать еще 1,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида, будет реализована в 2024–2025 годах. Инициатор проекта — «Тольяттиазот» (ТОАЗ, с 2021 года контролируется «Уралхимом»). Строительство терминала ТОАЗ ведет еще с начала 2000-х годов. Несколько лет проект был законсервирован, в 2015-м работы возобновились, однако затем опять забуксовали из-за неурегулированности вопроса аренды земли с Краснодарским краем и судебных споров о признании права собственности на объекты недвижимости, которые компания успела на ней построить. В 2019-м краевая администрация через суд обязала химкомпанию снести постройки и демонтировать незавершенные объекты. Суд принял во внимание, что строительство инфраструктуры началось в 2001 году без необходимого разрешения, которое ТОАЗ получил только в 2003-м. Кроме того, суд установил, что при строительстве перевалочного комплекса допускались существенные отклонения от проекта. Тогда обжаловать решение в судах вышестоящих инстанций компании не удалось.
Площадка заработает до конца года
В прошлом году в судебных спорах вокруг терминала наметились подвижки, писал ТАСС. Арбитражный суд Краснодарского края признал незаконным отказ региональных властей передать земельные участки на территории порта Тамань, где ведется строительство терминала, в федеральную собственность (объекты, связанные с перевалкой взрывоопасных веществ, можно возводить только на федеральных землях). Ранее «Тольяттиазот» отправлял аммиак за рубеж по аммиакопроводу Тольятти — Одесса. Но 24 февраля 2022 года «в связи с ситуацией на Украине и закрытием судоходства в Азовском море для обеспечения безопасности людей, проживающих в районе аммиакопровода» (через него прокачивалось около 2,5 млн т аммиака в год), компания приняла решение о приостановке данного транзита. В связи с этим таманский проект стал еще более актуальным. И уже в июле ТОАЗ объявил о проведении общественных обсуждений оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по терминалу.
Первые слушания по проекту «Тольяттиазота» состоялись в сентябре прошлого года. В мероприятии, проходившем в формате видеоконференции, приняли участие более 100 человек, сообщал «Коммерсантъ». Тогда были озвучены предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду. С учетом поступивших предложений и замечаний документация будет доработана. Эксперты отмечали, что проект соответствует требованиям российского законодательства, при этом его реализация важна для экономики страны.
В середине апреля «Тольяттиазот» уже завершал урегулирование земельных вопросов. Участки, на которых планируется строительство терминала, подлежат возврату в собственность Краснодарского края с сохранением права аренды компании, рассказывал тогда директор по развитию ПАО «ТОАЗ» Роман Раменов «Агроинвестору». Кроме того, правительство порекомендовало исполнительным органам власти Кубани и администрации Темрюкского района оказывать содействие в сокращении сроков предоставления и оформления прав на земельные участки для строительства объектов.
До конца 2023 года инвестор планирует ввести в работу на терминале склад жидкого аммиака, железнодорожную инфраструктуру, технологическую эстакаду трубопроводов и гидротехнические сооружения. «Первые составы с аммиаком должны прибыть на Тамань в ноябре для пусконаладочных работ, а к декабрю для перевалочного комплекса модернизируем 45 км железнодорожных путей, построим здание новой ж/д станции, — делился планами Раменов. — Таким образом, наш терминал будет соединен с железнодорожной сетью общего пользования».
С учетом того, что строительство порта по перевалке аммиака и карбамида откладывалось по разным причинам более 20 лет, запуск первой очереди уже в конце 2023 года кажется невозможным, скептичен руководитель практики управленческого консалтинга группы «Деловой профиль» Олег Пахомов. В то же время в условиях простоя аммиакопровода Тольятти — Одесса у «Уралхима» нет другой возможности в кратчайшие сроки вернуться на зарубежные рынки сбыта, кроме как формировать строительство нового портового терминала, подчеркивает эксперт. Высокая актуальность проекта уже делает запланированные сроки достижимыми.
Пока без субсидий
Строящийся терминал станет первым подобным объектом в России. Руководитель проекта строительства порта ТОАЗ Евгений Воловик в ходе слушаний отмечал, что после введения объекта в эксплуатацию появится возможность быстрого решения вопроса с транзитом не только продукции компании, но и в целом расширения границ логистики на Черном море.
Перевалочный комплекс «Тольяттиазота» предназначен для приема аммиака, производимого на предприятии, из железнодорожных цистерн, временного хранения продукции в изотермических хранилищах и отгрузки ее на морские суда. Доставка жидкого аммиака из Тольятти на перевалочный комплекс будет происходить железнодорожным путем в цистернах грузоподъемностью до 43 т, а их разгрузка будет идти на двух двусторонних сливных эстакадах. Проектом предусмотрен изотермический способ хранения жидкого аммиака. Отгрузка продукции в танкеры будет осуществляться по двум трубопроводам, а его загрузка — через наливные устройства (стендеры), обеспечивающие надежность, герметичность и безопасность налива. Проект также предполагает наличие противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ), обеспечивающей безопасное ведение технологического процесса.
Ранее вложения в проект оценивались в 40 млрд руб. Как поясняли «Коммерсанту» источники, знакомые с документацией, 25 млрд руб. должны были пойти на строительство объектов для приема грузов в порту Тамань, а еще 15 млрд руб. — на подготовку инфраструктуры для отправки товара из Тольятти. «Сумма в 40 млрд руб. — оценка 2015 года, когда в очередной раз планировалось возобновить проект строительства порта, — уточняет Пахомов. — В текущих ценах инвестиции в проект могут доходить до 55–60 млрд руб.».
Представитель Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края сказал «Агроинвестору», что «в перевалочный комплекс аммиака и минеральных удобрений, который инвесторы “Уралхим” и “Тольяттиазот” планируют построить в морском порту Тамань в районе поселка Волна Темрюкского района к 2025 году, совокупно будет вложено 60 млрд руб.». Роман Раменов подтвердил сумму и отметил, что проект полностью финансируется за счет собственных средств инвестора.