Зачем агропроизводителям нужна своя розница

АгроинвесторБизнес

С поля на собственную полку

Зачем агропроизводителям нужна своя розница

Александр Левкин

Фирменные магазины при хлебозаводе или мясном производстве существовали еще в советское время. В 1990-х годах частные сельхозпредприятия стали развивать собственные розничные сети. Ранее казавшийся перспективным формат в наше время столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны крупных федеральных ритейлеров: зачем потребителю идти в мясную лавку , когда все необходимые продукты он может купить в супермаркете рядом с домом? Однако фирменная розница по-прежнему существует , и агрокомпании продолжают открывать новые магазины.

Подробные исследования рынка фирменных магазинов производителей продукции АПК в России не проводились. Так, по данным информационно-аналитического агентства INFOLine, в 2021 году более половины оборота российского FMCG-ритейла приходилось на 100 торговых сетей, а примерно 14 % — на несетевую розницу. Однако фирменные розничные сети сельхозпроизводителей в структуре этого рынка никак не обозначены. Ранее гендиректор INFOLine Иван Федяков также указывал, что на начало 2021 года в России насчитывалось более 200 тыс. специализированных продуктовых магазинов (см. график). Среди них торговых точек, специализирующихся на продаже мясной продукции, было чуть более 30 тыс., реализацией другой продукции животноводства занимались примерно 12 тыс., а продукции растениеводства — около 24 тыс. Эти подсчеты включают как фирменные магазины типа «Мясницкий ряд», принадлежащие определенному производителю продуктов питания, так и специализированные магазины с условным названием «Мясной рай», где представлена продукция разных компаний.

Исследовательское агентство M. A. Research указывает более скромное количество специализированных и фирменных продуктовых магазинов — 53,7 тыс. точек (по состоянию на май 2020-го). Более 16,4 тыс. магазинов — торговые точки федеральных сетей, остальные принадлежат региональным и локальным операторам. Среди специализированных сетей преобладают небольшие, включающие 10–30 торговых точек малого формата (до 50 м2), однако встречаются и большие сети, насчитывающие более 500 магазинов (крупнейшие из них — «Бристоль» и «Красное и Белое», входящие в «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»). Среди других крупных и средних по количеству торговых точек ритейлеров M. A. Research выделял «Агрокомплекс» (сейчас — «Агрокомплекс Выселковский»), «Мясницкий ряд», Великолукский мясокомбинат, «Мясновъ», «Ермолино / Ермолинские полуфабрикаты», «Равис», «Павловская курочка», «Рублевский», «33 курицы», «Ариант», Звениговский мясокомбинат, «Саянский бройлер» и прочие.

Партнер M. A. Research, руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская уточняет, что в 2021 году агентство оценивало долю специализированной розницы в 12,8 % в общем объеме выручки сетевого продовольственного ритейла. В своей оценке аналитик опирается на данные компаний и агрегированные показатели Росстата. В 2022 году, по предварительной оценке M. A. Research, доля спецрозницы снизилась до 12,4–12,6 % за счет негативной рыночной конъюнктуры, включая логистику, повышение закупочных цен и падение потребительского спроса. Прогноз доли на 2023-й — максимум 13,5 %, если на рынке не произойдет дополнительных потрясений, отмечает эксперт. «Значительного роста ждать не стоит, но и падение выручки маловероятно. Реальные темпы прироста окажутся либо около нуля, либо отрицательными и будут зависеть от уровня инфляции», — считает Синявская.

Компания Geomatrix, также на основе информации Росстата, в декабре 2021 года составила свой рейтинг крупнейших продовольственных сетей России по количеству магазинов: 18-е место в списке досталось сети «Агрокомплекс», которая принадлежит «Агрокомплексу» им. Н. И. Ткачева. Тогда под этой вывеской работало 599 торговых точек. Для сравнения: «ВкусВилл» на тот момент насчитывал 1336 магазинов (11-е место), а «Лента» — 648 (17-е место).

Преимущества фирменной розницы

Сети фирменной розницы есть у многих крупных агрокомпаний и производителей продуктов питания. Чаще всего своей торговлей обзаводятся компании, специализирующиеся на выпуске мясной и молочной продукции. В своих магазинах присутствует максимальный ассортимент продукции собственного производства, комментирует директор розничной торговли «Агрокомплекса» им. Н. И. Ткачева Алексей Хохлов. Многие из позиций не представлены на полках сетевой розницы либо в других каналах сбыта. «А мы, например, в феврале также запустили ассортимент эксклюзивной линейки под названием “Фирменное”, который можно купить исключительно в магазинах розничной сети “Агрокомплекс Выселковский”», — подчеркивает он. Бренд включает молочные продукты с коротким сроком хранения, вареные и полукопченые колбасы, сардельки, пельмени и вареники, изготовленные по уникальным рецептам с добавлением фирменных ингредиентов. Сейчас у холдинга 590 торговых точек, все они расположены в южных регионах России. Закрытие старых и открытие новых магазинов зависит от факторов рентабельности, переформатирования, ремонта или переезда, добавляет Хохлов.

Основные преимущества собственной сети по сравнению с другими каналами сбыта — отсутствие промежуточных звеньев в логистической цепочке, возможность протестировать и получить оперативную обратную связь от потребителей перед запуском новых продуктов и внести изменения в текущий ассортимент, обращает внимание представитель «Агросилы» (Татарстан). Компания управляет 44 точками продаж, расположенными в Татарстане, Удмуртии, Башкирии, Кировской области. Основной ассортимент фирменных магазинов холдинга составляет продукция собственного изготовления: молочка (в том числе сыры), мясо бройлера, колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, сахар и мука.

Свои торговые точки помогают предприятиям быть максимально близко к покупателям, продавать продукцию напрямую с производства, без посредников, по максимально объективным ценам, отмечает коммерческий директор Истринской сыроварни Олега Сироты Глеб Никульшин. Компания уже управляет 148 магазинами: из них 140 находятся в Москве и Московской области, остальные — в Санкт-Петербурге. До конца 2023 года планируется открыть еще около 50 точек реализации в этих же регионах, а затем — в Великом Новгороде и Твери.

Своя торговля способствует повышению узнаваемости бренда и лояльности аудитории к нему, считает директор по продажам «ЭкоНива-Продукты Питания» (входит в ГК «ЭкоНива») Денис Ишмаев. Это также дает возможность ближе познакомиться с потребителями, напрямую получать обратную связь об ассортименте, вкусе и качестве продукции. Экономическую составляющую руководитель относит к дополнительным преимуществам и отмечает, что собственный канал сбыта способствует высокой оборачиваемости продукции, благодаря чему удается избегать списания просроченных продуктов, заниматься гибким ценообразованием и моментально реагировать на изменения рынка в конкретном регионе или городе. Фирменная сеть «ЭкоНивы» насчитывает 60 фирменных магазинов в 10 российских регионах: Москве, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Рязанской, Тульской областях, а также в Татарстане. Шесть магазинов группы работают в формате «народный». Их отличительная черта — минимальная торговая наценка на основные молочные продукты, такие как творог, молоко, сметана, масло, кефир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Правила жизни Ильи Кабакова Правила жизни Ильи Кабакова

Правила жизни советского и американского художника-концептуалиста Ильи Кабакова

Правила жизни
Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед» Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед»

Как IT-компании учатся быть устойчивыми и почему финансовый сектор не «зеленеет»

РБК
Поддерживать, но не потакать: как помочь близкому, страдающему зависимостью Поддерживать, но не потакать: как помочь близкому, страдающему зависимостью

Важно четко осознать разницу между поддержкой зависимого человека и потаканием

Psychologies
Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Почему советские джинсы так и не стали модными: причина тебя точно удивит! Почему советские джинсы так и не стали модными: причина тебя точно удивит!

Почему же за импортные джинсы люди были готовы отдать всю зарплату?

VOICE
Штаны из тента для палатки: как джинсы за 150 лет превратились из спецовки в самую популярную одежду в мире Штаны из тента для палатки: как джинсы за 150 лет превратились из спецовки в самую популярную одежду в мире

История брюк, без которых невозможно представить современный гардероб

Вокруг света
Зачем России мигранты Зачем России мигранты

Хотя мигрантов в России достаточно, миграционной политики в стране нет

Эксперт
Простые, но важные правила удачных путешествий Простые, но важные правила удачных путешествий

Все отечественные автотуристы делятся на эпизодических и осознанных

4x4 Club
Отступление авангарда Отступление авангарда

Как Николай Суетин и Илья Чашник оказались молодыми художниками не вовремя

Weekend
Вот почему город Кито стал первым в списке наследия ЮНЕСКО. Стоит узнать! Вот почему город Кито стал первым в списке наследия ЮНЕСКО. Стоит узнать!

В списке ЮНЕСКО столица Эквадора оказалась не просто так

ТехИнсайдер
Следствие ведут биохимики Следствие ведут биохимики

Здесь хранятся уникальные артефакты, связанные с событиями последних веков...

ТехИнсайдер
Джейн Фонда. В ожидании смысла Джейн Фонда. В ожидании смысла

Большую часть жизни я искала путь домой... к обретению себя

Караван историй
Эолова яхта Эолова яхта

Этот дизайн-­проект яхты длиной 131 м создан в рамках инициативы Oceanco NXT

Y Magazine
EELS: уникальный робот-змей NASA, который будет исследовать льды и огромный океан на луне Сатурна EELS: уникальный робот-змей NASA, который будет исследовать льды и огромный океан на луне Сатурна

JPL создала самоходную автономную роботизированную змею

ТехИнсайдер
Раздел «Яндекса». Что происходит с акциями компании Раздел «Яндекса». Что происходит с акциями компании

Что известно о сделке и как она повлияет на стоимость ценных бумаг «Яндекса»

СНОБ
Пассивная агрессия в отношениях: 5 основных проявлений Пассивная агрессия в отношениях: 5 основных проявлений

Как понять, что ваш партнер прибегает к пассивной агрессии?

Psychologies
«Да пребудет с тобой сила»: как сохранять равновесие в кризис — 10 стратегий «Да пребудет с тобой сила»: как сохранять равновесие в кризис — 10 стратегий

Эта стратегия может оказаться весьма полезной в трудной ситуации

Psychologies
Ресторан Центрального дома литераторов: история, легенды, гастрономия Ресторан Центрального дома литераторов: история, легенды, гастрономия

Ресторан ЦДЛ на Поварской — место уникальное

СНОБ
Онкологические больные не отказались от сигарет и вейпов Онкологические больные не отказались от сигарет и вейпов

Курение сигарет и вейпов утяжеляет общие симптомы онкологических заболеваний

N+1
«Меня стали замечать и приглашать на ТВ». Как смена имиджа перевернула жизнь наших героинь «Меня стали замечать и приглашать на ТВ». Как смена имиджа перевернула жизнь наших героинь

Перемены во внешности часто «подтягивают» за собой позитивные изменения в жизни

Лиза
Почему на Руси носили кокошники? Почему на Руси носили кокошники?

Марьяна Скуратовская рассказала, как появился старинный русский головной убор

Культура.РФ
«Убийца «Священный паук» — леденящий триллер о том, как иранское общество оправдывало маньяка «Убийца «Священный паук» — леденящий триллер о том, как иранское общество оправдывало маньяка

Чего ждать от фильма «Убийца «Священный паук» Али Аббаси

Правила жизни
Гамарджоба, генацвале! Гамарджоба, генацвале!

7 мест, где можно открыть для себя настоящую Грузию

Лиза
Есть ли жизнь после Tinder: 7 аналогичных приложений для знакомств Есть ли жизнь после Tinder: 7 аналогичных приложений для знакомств

Почему приложения для знакомств стали столь значимой частью нашей жизни

Psychologies
Одержимость или влюбленность: как различить эти чувства Одержимость или влюбленность: как различить эти чувства

Как найти баланс в отношениях и не присваивать себе жизнь партнера?

Psychologies
Зачем на крыши автомобилей устанавливали огромные мешки? Зачем на крыши автомобилей устанавливали огромные мешки?

Огромные мешки на верхних багажниках автомобилей — топливные баки

Maxim
В основании ассирийского зиккурата нашли прибалтийский янтарь. Его положили под стену 4000 лет назад В основании ассирийского зиккурата нашли прибалтийский янтарь. Его положили под стену 4000 лет назад

Такие древние находки янтаря так далеко от Балтики встречаются крайне редко

ТехИнсайдер
Почему «Стражи Галактики. Часть 3» — лучший кинокомикс (мы уже забыли, с каких пор) Почему «Стражи Галактики. Часть 3» — лучший кинокомикс (мы уже забыли, с каких пор)

Каким получился новый фильм о Звездном Лорде и его команде?

Maxim
Эти кувшины купили на барахолке за 25 долларов и потом продали за 75 тысяч! Вот что в них особенного Эти кувшины купили на барахолке за 25 долларов и потом продали за 75 тысяч! Вот что в них особенного

Кувшины династии Цин XVIII века были найдены покупателем комиссионного магазина

ТехИнсайдер
Открыть в приложении