Первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука на водороде

ТехИнсайдерHi-Tech

Пассажир на гиперзвуке

Одной из премьер авиасалона в Ле-Бурже в этом году станет прототип Destinus 3 – первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука, используя чистое водородное топливо. Но это только начало. Разработчики новой модели ориентируются на куда более грандиозную цель – открыть эру пассажирских перелетов на гиперзвуке.

Текст: Роман Фишман

Коммерческие авиалинии начали перевозить пассажиров еще во время Первой мировой войны. Дистанции редко превышали сотню километров, но даже такой небольшой перелет помогал быстрее добраться до нужного места – например, если путь пролегал через Ла-Манш или залив Тампа, разделяющий города Тампа и Санкт-Петербург во Флориде. Появление турбореактивных самолетов позволило связать населенные пункты, разделенные тысячами километров. Дорога из Москвы до Петербурга (уже в России) сегодня занимает чуть больше часа, до Новосибирска – около четырех. Планета стала чуть меньше и доступнее для людей, но на этом прогресс притормозил.

Современные авиалайнеры доставляют пассажиров в самые далекие уголки Земли, переносят с континента на континент. Но и скорость жизни увеличилась: 14-часовой перелет из Европы в Юго-Восточную Азию или 20-часовой – в Австралию кажутся затруднительными для рядового путешественника. Попытки выпустить в дальние рейсы сверхзвуковые самолеты Concorde и Ту-144 обернулись множеством проблем, в итоге обе программы через несколько лет пришлось свернуть.

В частности, оказалось, что стоимость билетов делает их экономически невыгодными, а неизбежный шум звуковой ударной волны не позволяет двигаться самым коротким маршрутом, если только он не проходит над океаном.

Возможно, решить эти проблемы удастся, перейдя от сверхзвуковых скоростей сразу к гиперзвуковым, на уровень 5–6 М – более 6000 км/ч. Такую цель преследует стартап Destinus, исследовательские центры которого работают сразу в нескольких европейских странах. «Многие гранты, которые выдают государства Евросоюза, нацелены на внутреннее использование: где получил деньги, там их и надо потратить, – объясняет основатель Destinus Михаил Кокорич. – Поэтому процесс разработки разнесен по группам, находящимся в Швейцарии, Испании, Германии и т.д.». И действительно, не так давно испанское министерство науки выделило компании пару новых грантов на создание водородного двигателя, но с условием, что испытательная площадка для него будет возведена под Мадридом.

Летательный аппарат сможет подниматься в мезосферу. Благодаря большой высоте и разреженности воздуха шум при гиперзвуковом полете составит лишь 98ДБ – громко, но не настолько, как у сверхзвукового Concorde.

Без груза

Прежде чем спуститься на уровень пассажирской авиации, Михаил занимался более высокими сферами, космическими. Его стартап Dauria стал первой робкой попыткой создания в России частной компании – разработчика спутников. За Dauria последовало несколько сравнительно успешных стартапов за рубежом: Helios, AstroDigital, Momentus... «В какой-то момент мне стало ясно: главная проблема космоса в том, что все его рынки небольшие. В 2000-е мы сильно переоценивали их потенциал и скорость роста, – признается Михаил Кокорич. – Пока это крохи: спутниковая съемка – максимум пара миллиардов долларов, индустрия запусков тоже способна прокормить лишь нескольких лидирующих игроков». На этом фоне авиация показалась более привлекательной сферой с куда большими и реалистичными перспективами. «Первой нашей идеей стала перевозка грузов на гиперзвуковой скорости», – говорит Михаил. Концепция подразумевала, что летательный аппарат самолетного типа сможет подниматься в мезосферу, на высоту нескольких десятков километров, чтобы встречать меньше лобового сопротивления и развивать гиперзвуковую скорость. Шум от такой машины будет намного слабее, а возможность стремительно покрывать огромные расстояния позволит облетать континенты, не приближаясь к густонаселенным областям, и доставлять срочные грузы, в том числе дипломатическую почту и органы для пересадки. Однако вскоре стало ясно, что грузовые авиаперевозки не та область, где возможен прорыв. С точки зрения требований к сертификации и безопасности создание подобного лайнера сопряжено с теми же трудностями, что и пассажирского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда связи не рвутся Когда связи не рвутся

Что нужно сделать, чтобы мобильная связь была доступна везде

ТехИнсайдер
От короткой стрижки до французского каре: как за год быстро и комфортно отрастить волосы От короткой стрижки до французского каре: как за год быстро и комфортно отрастить волосы

Как за 12 месяцев превратить даже самую короткую стрижку в аккуратное каре?

VOICE
Технопарад Технопарад

Сельское перекати-поле, пресная розовая вода и джинсы с подушкой безопасности

ТехИнсайдер
Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков

Банк России назвал пять главных уязвимостей финансового сектора России

Forbes
Короли небес Короли небес

Завершается полувековая история производства Boeing 747

ТехИнсайдер
Мнение эксперта: из-за ИИ в мире будет меньше профессионалов и «больше лузеров». Согласны? Мнение эксперта: из-за ИИ в мире будет меньше профессионалов и «больше лузеров». Согласны?

Правительства должны поддержать работников, которые потеряли работу из-за ИИ

ТехИнсайдер
Цифровое бессмертие Цифровое бессмертие

Sensorium Galaxy – VR-платформа, которая способна преобразить нашу жизнь

Популярная механика
Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Всё, что вы хотели знать о спорте, но стеснялись спросить: отвечаем на 14 неловких вопросов Всё, что вы хотели знать о спорте, но стеснялись спросить: отвечаем на 14 неловких вопросов

Что чувствуют боксеры во время нокаута и как устроен мяч для гольфа?

Вокруг света
Сибирский Хогвартс Сибирский Хогвартс

Еще часа два я плутал среди гигантских сосен, пока не вышел к зданию ФМШ

ТехИнсайдер
Музей Ивана Музей Ивана

Однажды Иван Хафизов вдруг сфотографировал наличники...

Новый очаг
Летящие над водой Летящие над водой

Одна из самых интересных технологий, переживающая настоящий ренессанс – фойлы

ТехИнсайдер
Работа горя: 6 фильмов, которые учат проживать потерю Работа горя: 6 фильмов, которые учат проживать потерю

Что такое утрата и какие шаги помогают ее пережить

Psychologies
Аккумуляторная независимость Аккумуляторная независимость

TI решил расспросить экспертов о том, какова сейчас ситуация с литием в России

ТехИнсайдер
Show must go on Show must go on

У Ивана Чуйкова сбылась главная мечта — у него наконец-то есть свое шоу!

OK!
Миссия: металл Миссия: металл

Зонд Psyche должен будет осмотреть целиком металлический мир

ТехИнсайдер
В древнеримских некрополях Бейрута нашли останки мигрантов В древнеримских некрополях Бейрута нашли останки мигрантов

Биоархеологи провели анализ костей и зубов, раскопанных в некрополях Бейрута

N+1
Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
Японская философия «ваби-саби»: как принять несовершенство мира Японская философия «ваби-саби»: как принять несовершенство мира

Как же перестать гнаться за идеалами и начать жить здесь и сейчас?

Psychologies
Невидим, свободен... Невидим, свободен...

Теоретики рассматривали двумерные структуры на основе углерода ещё в XX веке

Наука и жизнь
«Любой может сдать». За сообщения в ГИБДД о пьяных стали платить «Любой может сдать». За сообщения в ГИБДД о пьяных стали платить

За сообщения о пьяных водителях в ГИБДД начали платить по 2–4 тыс. руб.

РБК
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Театр природы Театр природы

Случайным зрителем этой идеальной гармонии и красоты стала лишь одна яхта

Y Magazine
Собираясь к Ганимеду Собираясь к Ганимеду

Европейское космическое агентство готовится к запуску зонда в систему Юпитера

Популярная механика
Каким советские писатели и журналисты запомнили День Победы Каким советские писатели и журналисты запомнили День Победы

Как окончание войны встретили русские писатели и военные корреспонденты

СНОБ
«Вымогатель живет за мой счет»: Холли Берри выиграла суд за алименты у отца своей дочери «Вымогатель живет за мой счет»: Холли Берри выиграла суд за алименты у отца своей дочери

Холли Берри одержала победу в десятилетней тяжбе с манекенщиком Габриэлем Обри

VOICE
Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше

Почему не нужно бояться фильмов Ингмара Бергмана?

Правила жизни
Анализ скопившегося за 2200 лет гуано указал на смену рациона андских кондоров Анализ скопившегося за 2200 лет гуано указал на смену рациона андских кондоров

Ученые реконструировали историю андских кондоров

N+1
Клетки сердца новорожденных мышей получили энергию благодаря жирной кислоте из грудного молока Клетки сердца новорожденных мышей получили энергию благодаря жирной кислоте из грудного молока

Гамма-линоленовая кислота из грудного молока активирует X-рецептор

N+1
Открыть в приложении