Новый взгляд на старый свет
Союз великого вина и современного искусства определяет актуальную повестку старинного шато Дюкрю-Бокайю в Бордо
У прославленного винодельческого региона Бордо весьма респектабельная репутация. Возьмём, к примеру, Château Ducru-Beaucaillou, второго по величине производителя в апелласьоне Сен-Жюльен. Основанный в 1720 году винный дом Ducru отмечает 300-летие выпуском миллезима 2020 года со специальной памятной этикеткой по цене 210 евро за бутылку. Возраст винодельни с трудом укладывается в голове: поместье появилось на карте за 70 лет до Французской революции. «У Дюкрю историческая аура», — говорит глава международного отдела вин Sotheby’s Джейми Ричи о роскошных выдержанных красных винах, полученных в основном из «каберне-совиньон» и «мерло».
Но Брюно-Эжен Бори, нынешний хранитель легенды Дюкрю, не вписывается в общепринятые рамки. Его семья приобрела виноградники в 1942 году, а он сам, взяв на себя управление в 2003-м, по его собственным словам, выступает в роли «плохого парня», который беспрестанно вводит разные новшества и разрушает условности. К примеру, когда он понял, насколько сложно декантировать и разливать вино из крупноформатных бутылок, которые можно увидеть в каталогах аукционов и винных картах лучших ресторанов, то просто изобрёл Somm Butler (его используют Spago, Robuchon и т. п.) — это приспособление удерживает бутылку и облегчает подачу вина.
«Нам всего 300 лет», — говорит Бори, который в свои 65 полон энергии, интереса к жизни и иронии по отношению к снобам. Как и многие французы, за словом он в карман не лезет, но ему действительно есть что рассказать о том, как хорошенько встряхнуть многоуважаемый бренд, чтобы заставить его двигаться вперёд. Свой девиз Modern Forever Бори заимствовал у друга-художника.
Это, безусловно, отражается на его пристрастиях в искусстве. Бори начал собирать Жан-Мишеля Баския в 1990-х годах, ещё до того как это стало обязательным для толстосумов, и поместил в августейшие подвалы, где зреют дорогие вина, неонового кота-баскетболиста французского художника Аллена Сеша. Похоже, что время, которое он провёл в молодости в галереях Сохо и Челси, не пропало даром.
Когда в 1990-е годы Бори входил в профессиональную ассоциацию под названием Conseil des Crus Classés de Bordeaux, он попытался установить в её штаб-квартире сложную инсталляцию концептуалиста Даниэля Бюрена. В ней был задействован, вспоминает он, «61 высокий шест и полосатые знамёна с очертаниями регионов». Предложение было слишком радикальным для его коллег из Бордо, поэтому от него пришлось отказаться. Оглядываясь назад, можно сказать, что этот проект опередил время.
Но в своей вотчине Бори добился впечатляющих результатов. Нанял ведущего парижского дизайнера интерьеров, чтобы отреставрировать замок с центральным крылом, построенным в 1820 году, и боковыми башнями более поздней Викторианской эпохи. Итог — сногсшибательное сочетание цветов, интересные световые решения, ультрасовременная мебель. То есть ничего общего с тем, что можно увидеть в окрестностях.