Кормить нельзя служить
Как мобилизация скажется на кадровом составе АПК
В сентябре в России была объявлена частичная мобилизация. Как уточнялось, она должна охватить 300 тыс. резервистов, в первую очередь с необходимыми военными специальностями и боевым опытом. На совещании о ходе сезонных полевых работ Владимир Путин обратился к главам регионов и руководителям сельхозпредприятий, подчеркнув, что в рамках мобилизации призываются в том числе и работники сельского хозяйства. С учетом того, что отрасль и так испытывает постоянный дефицит кадров, потеря части персонала станет для многих агропредприятий критической.
Руководители предприятий и отраслевых ассоциаций после объявления частичной мобилизации выразили обеспокоенность складывающейся ситуацией, ведь в период, когда вовсю идет уборочная кампания, сев озимых, подготовка почвы на следующий год, каждый сотрудник для предприятий на вес золота. Так, Ассоциация питомниководов и садоводов Ставропольского края обратилась к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву и губернатору региона Владимиру Владимирову с просьбой оказать содействие в предоставлении отсрочки в мобилизации специалистов отрасли, а также работников, задействованных в процессе хранения и переработки плодовой продукции.
В питомниководстве и без мобилизации наблюдался острый недостаток кадров, особенно квалифицированных, отмечает председатель правления Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ) Александр Безматерных. Впрочем, как и в других отраслях сельского хозяйства. «Если будут призваны трактористы, агрономы, бригадиры, то многим хозяйствам придется приостановить производство», — добавляет он. В секторе наблюдается острый недостаток квалифицированных кадров на фоне роста спроса на рынке труда: не хватает агрономов, технологов сельхозпроизводства, инженеров-механиков, бригадиров, делится наблюдениями эксперт.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в конце сентября предложил расширить перечень категорий граждан, которым предоставляется отсрочка от объявленной частичной мобилизации. Организация обращала внимание, что краткосрочное выбытие значительного количества ключевого персонала невозможно оперативно компенсировать путем быстрого найма на рынке, когда речь идет о технологичных производствах с высоким уровнем требований к квалификации работников. «В этой связи целесообразно предоставить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации ключевому персоналу из числа работников предприятий с непрерывным производством, стратегически значимых компаний…» — говорилось в сообщении РСПП.
Ассоциация «Народный фермер» дала своим членам разъяснения, как должно проводиться бронирование работника АПК в условиях частичной мобилизации. Суть точно такая же, как и при мобилизации в Советском Союзе: предприятие получает задание от государства на производство в случае войны и может бронировать сотрудников. «От нашей компании мы подали заявки на бронирование мастеров-сыроваров, бригадиров, механизаторов (трактористов, комбайнеров), робототехника и даже одного сварщика, без которого предприятие действительно встанет», — отмечает глава ассоциации, владелец «Истринской сыроварни» Олег Сирота. По его словам, в каждом регионе вопрос предоставления брони для специалистов, работающих в АПК, решается индивидуально. Какие-то хозяйства уже получили бронь на основании заданий от государства, а какие-то нет. «Причем заявки подавать нужно именно в регионах — на федеральном уровне этот вопрос не отрегулировать», — подчеркивает руководитель.
В октябре ситуация с частичной мобилизацией в разных регионах отличалась, комментировал тогда эксперт отрасли птицеводства. «Руководство одних областей лояльно к компаниям, производящим продукты питания, в других этой лояльности не наблюдается», — констатировал он.
Участники конференции «Агроинвестора» «Растениеводство России — 2022», прошедшей 23 сентября, в кулуарах говорили, что частичная мобилизация может оказаться крайне болезненной для АПК, поскольку в отрасли и так традиционно отмечается дефицит квалифицированных кадров. Даже временное вынужденное сокращение штата в период продолжающейся уборочной кампании и озимого сева ставит под угрозу выполнение производственных планов, а иногда — и самого существования бизнеса, если речь идет о малых предприятиях. При этом представители отраслевых союзов отмечали, что федеральный Минсельхоз пытается донести эту позицию до правительства, чтобы снизить риски для сектора, однако пока без видимых успехов.
В ходе заседания, проведенного в начале октября Дмитрием Патрушевым, было обозначено, что в связи с объявленной частичной мобилизацией основной задачей является усиление контроля за бесперебойным функционированием агропрома. Регионам, подчеркивал глава Минсельхоза, нужно выстраивать взаимодействие с военкоматами и комиссиями по бронированию граждан, пребывающих в запасе, для предоставления отсрочек сотрудникам по наиболее критичным специальностям, а для посевной 2023 года необходимо формировать кадровый резерв и обучение сотрудников из числа невоеннообязанных.
Возможные последствия
Мобилизация с большой вероятностью приведет к тому, что многие предприятия АПК потеряют часть квалифицированных кадров, при лучшем исходе — на несколько месяцев, рассуждает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. В любом случае придется поднимать зарплаты, чтобы сохранить оставшихся специалистов, найти новых сотрудников, а также потратиться на дополнительную переподготовку кадров. Растущие издержки на персонал могут добавить свою толику и в увеличение цен на продукцию. «В АПК по некоторым профессиям и регионам и так давно напряженная ситуация, а сейчас будет еще более напряженной, — прогнозирует эксперт. — На каждом предприятии есть специалисты, на которых держится определенный участок, и за пару дней такого профессионала не заменить».
По мнению Иванова, именно для растениеводства мобилизация в разгар уборочной усугубляет дополнительные риски, и, если бы для предприятий АПК она была отсрочена на несколько месяцев, это было бы менее болезненно для отрасли. «К фактору ушедших на мобилизацию (минимум 300 тыс. человек) стоит добавить и фактор уехавших от нее за пределы России (еще сотни тысяч), а также длительное, с 2007 года, снижение числа трудоспособных граждан и крайне негативную с 2015-го демографию в России», — констатирует он.