Люк Бессон дал большое интервью об актуальности феминистской повестки

ForbesРепортаж

«Я хочу попросить прощения у русских»: зачем Люк Бессон снял фильм про советскую шпионку

Юлия Шампорова

a_00291_r.jpg__1562846999__96253.jpg

Сегодня, 11 июля, в прокат выходит франко-американский экшн-фильм «Анна» про русскую шпионку в исполнении супермодели Саши Лусс, которая благодаря своему уму и любви к шахматам сумела обмануть главные мировые спецслужбы. Режиссер и продюсер фильма Люк Бессон дал Forbes Life большое интервью об актуальности феминистской повестки, национальных стереотипах и русских женщинах-киноубийцах

Во всем мире кинопроизводство — один из самых рискованных видов бизнеса: никогда нельзя предугадать, удастся ли отбить потраченный бюджет, не говоря уже о прибыли. Ожидаете ли вы, что «Анна» будет коммерчески успешным проектом? Или вы не думаете об этом, когда собираетесь снимать новый фильм, а кино для вас — это, в первую очередь, творчество и самореализация, а не бизнес?

Я, конечно же, в первую очередь художник — и так было с 17 лет, когда я погрузился в эту индустрию. Но чтобы снять кино, нужны деньги, а мне не повезло родиться богатым. И другие люди должны верить и поддерживать меня. Я всегда очень уважаю тех, кто дает мне возможность снять фильм. Но это не моя главная забота, главное для меня — это самовыражение. Если бы я был достаточно одарен, чтобы рисовать, то создавал бы картины, но я для этого недостаточно талантлив. Так что приходится довольствоваться фильмами.

Бюджет «Анны» ($30 млн) почти в 6 раз меньше бюджета вашего предыдущего фильма «Валериан и город тысячи планет» ($177 млн по данным «Кинопоиска» — прим. авт.). Связано ли это с тем, что «Валериан» не оправдал ваших ожиданий в прокате?

Самое главное — это история, исходя из этого рассчитывается бюджет. «Валериана» без внушительного бюджета было бы снять невозможно: это очень сложный с технической точки зрения фильм, где было использовано более четырех тысяч различных спецэффектов. И после этого мне как режиссеру хотелось вернуться к корням: реальным актерам, настоящим событиям на съемочной площадке, эмоциям. Вот почему я был очень рад начинать съемки скромного в финансовом смысле фильма, это оказалось для меня очень полезно.

В июне в мировой прокат вышел фильм «Курск» Томаса Винтерберга, где вы выступили продюсером. В июле свет увидит «Анна», фильм, где большая часть действия происходит в России, а главная героиня — русская шпионка. Откуда у вас такая тяга снимать фильмы о России?

Я думаю, что просто люблю русских: их историю, их культуру, мне нравится, что русские — очень стойкие, и при этом у них большое сердце. С ними не легко, но, кажется, мне это нравится.

В России полгода зима, минус 20, и это оказывает сильное влияние на национальный характер. Русские преодолели столько трагедий в своей истории и всегда сохраняли свое достоинство, любовь к детям. Меня это очень сильно трогает.

В западном кинематографе сформировался устойчивый негативный стереотип изображения России и русских: бандиты, мафия, коррупция, преступления. Старались ли вы преодолеть эти стереотипы в своем фильме, или вам они также пригодились?

В этом смысле достоинство «Анны» в том, что в этом фильме все плохие: русские, американцы, французы — все одинаковые. Я понимаю, о каких стереотипах вы говорите, и стараюсь не слишком на них играть, стараюсь показывать вещи с более сложной и неоднозначной стороны.

Но на самом деле очень сложно рассказывать о стране правдиво, когда сам не живешь в ней. Со своей стороны я стараюсь делать все, что могу. Наверное, в глазах русских людей я совершил ошибки в изображении России и прошу прощения за это, но эти ошибки были того же рода, когда американцы изображают французов в беретах с багетами под мышкой.

DR

Да, именно на эту параллель я и намекала, но если верный спутник стереотипных французов — это багет, то для русских, как правило, «Калашников». На лицо — дискриминация русских по национальному признаку в западном кино.

Да, это так! Но в то же время, действие «Анны» происходит в 80-х годах в России, где во всю идет противостояние КГБ и ЦРУ. Поэтому, конечно, нам приходилось использовать некоторые стереотипы. Если бы мы снимали фильм о современной России, он выглядел бы совершенно по-другому.

А почему вы выбрали именно этот период в истории России?

Если снимать фильм про шпионов сегодня, то все сведется к компьютерам, спутникам, интернету и телефонам. А в 80-х мне хотелось показать психологическую игру, где каждый ход продуман, как в игре в шахматы.

В то время, если вам что-то было нужно, вы должны были отправиться на физическую встречу с этим человеком, озвучить свои мысли, надеяться, что все сработает. И в нашем фильме все зависит от человеческих отношений. Анна должна говорить с Ольгой (наставница героини в исполнении Хелен Миррен — прим. авт.), вести переговоры с ЦРУ и КГБ. Это не история про ботаников, которые нажимают кнопки, чтобы кого-то уничтожить. Невозможно было бы снять такой же фильм про наше время. Сегодня шпионы могут сидеть у компьютера. Они могут оказаться умниками 22-х лет, которые просто умеют управляться с техникой.

Невозможно не заметить довольно новый тренд на изображение сильных женщин в кино, особенной популярностью пользуются русские женщины — убийцы в современном западном кинематографе. Сериал Би-би-си «Убивая Еву» о киллере Оксане, действующей под прикрытием русской мафии, — яркий тому пример. Но этот тренд появился в кино не так давно, в то время, как в вашем творчестве вы обращались к теме суперженщины задолго до зарождения движения «#

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Почему мы цепляемся за вредные привычки и как это изменить Почему мы цепляемся за вредные привычки и как это изменить

Изменить привычное поведение непросто, но возможно

Psychologies
Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин»

Артист Игорь Тарасов — об отдыхе без музыки и примере, который подает ему сын

СНОБ
Тест ноутбука HP ProBook 430 G6: идеальный спутник для работы и путешествий Тест ноутбука HP ProBook 430 G6: идеальный спутник для работы и путешествий

Актуальное поколение HP ProBook получилось еще немного тоньше

CHIP
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
Афиша на выходные 12-14 июля Афиша на выходные 12-14 июля

Все самые интересные и удивительные события выходных

Forbes
Как вытащить и заменить батарею ноутбука? Как вытащить и заменить батарею ноутбука?

Как заменить батарею ноутбука?

CHIP
«Мой сын не понимает, как женщина может сидеть дома и вообще не работать»: 5 историй о том, как совместить МВА и семью «Мой сын не понимает, как женщина может сидеть дома и вообще не работать»: 5 историй о том, как совместить МВА и семью

Как женщины одновременно получают МВА, делают карьеру и воспитывают детей

Forbes
«Всё из-за Иришки!»: российские звезды устроили смешную травлю Леди Гаги «Всё из-за Иришки!»: российские звезды устроили смешную травлю Леди Гаги

Звезды и обычные пользователи устроили настоящий флешмоб в Instagram Леди Гаги

Cosmopolitan
Вашей бабушке это понравится: зачем рестораны создают собственные фермы Вашей бабушке это понравится: зачем рестораны создают собственные фермы

Анна Кукулина рассказывает историю любви шеф-поваров к фермерскому делу

Forbes
Беглый рэп Беглый рэп

Одним утром музыкант L’One проснулся и понял, что у него нет ни имени, ни песен

GQ
Великанская любовь: трагическая история самой высокой пары в мире Великанская любовь: трагическая история самой высокой пары в мире

Эти мужчина и женщина гигантского роста нашли друг друга и полюбили

Cosmopolitan
MAXIM рецензирует бельгийский ответ Хичкоку, триллер «Материнский инстинкт» MAXIM рецензирует бельгийский ответ Хичкоку, триллер «Материнский инстинкт»

Фильм о том, чего люди боятся больше, чем зомби и пришельцев. Он о потере детей

Maxim
Сергей Лазарев: «Горжусь, что не избаловал сына!» Сергей Лазарев: «Горжусь, что не избаловал сына!»

Сергей Лазарев поделился, как воспитывает ребенка и в чем его ограничивает

StarHit
Будущее российского пива. Чем закончится диалог пивоваров с государством Будущее российского пива. Чем закончится диалог пивоваров с государством

Пивоваренная отрасль следит за финалом дискуссии вокруг реестра производителей

Forbes
«Банки перестали лазить в окна к любимым женщинам»: почему и куда уходят топ-менеджеры крупных банков «Банки перестали лазить в окна к любимым женщинам»: почему и куда уходят топ-менеджеры крупных банков

Высококвалифицированные банкиры покидают отрасль и начинать свои проекты

Forbes
«Детей пожгли, но это не в нашей компетенции»: в Хабаровском крае сгорел частный детский лагерь «Детей пожгли, но это не в нашей компетенции»: в Хабаровском крае сгорел частный детский лагерь

Четыре ребенка, по последним данным, стали жертвами пожара в палаточном лагере

Forbes
Вспышечная: Фотографии, изменившие мир Вспышечная: Фотографии, изменившие мир

От первого селфи до выхода в космос – 10 фотографий, изменивших мир

Esquire
7 умных помощников, с которыми дачная жизнь станет приятнее 7 умных помощников, с которыми дачная жизнь станет приятнее

Девайсы, которые облегчают работу на дачном участке

Лиза
Напряги извилины: топ-10 логических игр для смартфона Напряги извилины: топ-10 логических игр для смартфона

Хватит убивать время глупыми играми - установи пару логических игрушек

CHIP
Абрахам-Луи Бреге – человек, который изобрел наручные часы Абрахам-Луи Бреге – человек, который изобрел наручные часы

Абрахам-Луи Бреге создал большую часть усложнений и функций часов

GQ
«Без штрафов началась ломка». Нарушителей накажут через смартфон «Без штрафов началась ломка». Нарушителей накажут через смартфон

Обновленный сервис для фиксации нарушений «Помощник Москвы» начали тестировать

РБК
Рейв, а не музей — вот куда в Петербурге надо идти за современным искусством Рейв, а не музей — вот куда в Петербурге надо идти за современным искусством

Смотрим сайт-специфик-арт и перфоманс о цифровых кочевниках на бывших заводах

Собака.ru
На собственном примере На собственном примере

Мария Грация Кьюри доверила оформление павильона художнице Томазо Бинге

Vogue
Венский дневник Венский дневник

В Вене много всего модного и нового, о чем стоит узнать

Seasons of life
Сколько времени детям можно проводить у экранов? Сколько времени детям можно проводить у экранов?

Сколько экранного времени положено в сутки детям разных возрастов?

Psychologies
«Как так вышло, что эти китайцы богаты на протяжении нескольких поколений?». Отрывок из бестселлера «Безумно богатые азиаты». «Как так вышло, что эти китайцы богаты на протяжении нескольких поколений?». Отрывок из бестселлера «Безумно богатые азиаты».

Дебютный роман Кевина Квана

Forbes
8 коварных ошибок, которые все допускают в ванной (мы тоже раньше так делали) 8 коварных ошибок, которые все допускают в ванной (мы тоже раньше так делали)

Проверь, не допускаешь ли ошибки в ванной, которые могут навредить здоровью

Playboy
«Они продали три капучино, эспрессо и латте. Один — вам»: Мишустин показал FT, как Россия воплощает «мечту налоговика» «Они продали три капучино, эспрессо и латте. Один — вам»: Мишустин показал FT, как Россия воплощает «мечту налоговика»

Показали систему, которая позволяет отслеживать все сделанные россиянами покупки

Forbes
Леонардо ДиКаприо и Брэд Питт: «Мы как будто выиграли в лотерею» Леонардо ДиКаприо и Брэд Питт: «Мы как будто выиграли в лотерею»

Тарантино назвал совместную работу ДиКаприо и Брэда Питта дуэтом десятилетия

GQ
Открыть в приложении