Грудничок / Питание
Начало прикорма для малыша: когда, что и как?
Малыш подрастает и наступает время, когда уже пора начинать знакомить кроху со «взрослыми продуктами». Этот момент часто является волнительным для родителей: у них возникает много сомнений в правильности действий и вопросов, касающихся нового питания для малыша.
На протяжении первых месяцев жизни единственным питанием, удовлетворяющим все потребности крохи, было грудное молоко или адаптированная смесь. Но по мере роста и развития малыша только молочная диета уже не может обеспечить всех потребностей детского организма и возникает необходимость введения прикорма – дополнительных продуктов с большей энергетической плотностью и пищевой ценностью, которые дополнят рацион ребенка недостающими пищевыми ингредиентами и будут способствовать дальнейшему развитию его пищеварительной системы.
В этот период рацион ребенка претерпевает кардинальные изменения, в нем появляются новые продукты, по своему составу абсолютно отличающиеся от прежней пищи. В связи с этим значительно возрастает нагрузка на желудочно-кишечный тракт и организм ребенка в целом. Пищеварительной системе крохи необходимо адаптироваться для переваривания и усвоения новой пищи. При этом увеличивается выделение желудочного и кишечного соков, повышается активность ферментов, усиливается моторная функция кишечника. Но такая перестройка не может произойти сразу – она требует определенного времени. Именно поэтому так важны принципы постепенности и последовательности введения каждого нового продукта.
Когда и как вводить прикорм?
С учетом всех физиологических особенностей развития ребенка специалистами в области детского питания разработан ряд правил по введению в рацион малыша новых продуктов и блюд. Знакомство ребенка с новым питанием следует начинать в период между 4-м и 6-м месяцем жизни, а по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения не ранее 6 месяцев. Важно понимать, что до 4 месяцев организм малыша просто физиологически не способен принимать и усваивать любую пищу кроме грудного молока или адаптированной смеси. В то же время затягивание с введением прикорма позже 6 месяцев увеличивает риск развития у ребенка различных дефицитных состояний (например, нехватки в организме белка, железа, цинка и др.). Кроме этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности с употреблением более плотных видов пищи. Решение о начале введения прикорма желательно принимать совместно с участковым педиатром, наблюдающим ребенка, учитывая при этом индивидуальные особенности и готовность детского организма к восприятию и усвоению более сложной пищи.
Начинать вводить новые блюда и продукты прикорма следует только здоровому ребенку. Нельзя предлагать новые продукты в период острых заболеваний, выраженных проявлений аллергии, при изменении условий жизни (поездки, переезды), а также в период проведения профилактических прививок. Каждое новое блюдо или продукт прикорма вводят постепенно, начиная с небольшого объема – 1/2–1 ч. л., для того чтобы организм ребенка адаптировался к новому продукту. Если малыш хорошо его перенес (не появилось болей в животе, срыгивания, жидкого стула, аллергических высыпаний), то объем блюда постепенно в течение 7–10 дней увеличивается до нормы, соответствующей возрасту ребенка (примерно 150–200 мл на одно кормление).
С самого начала знакомства малыша с новой пищей его следует приучать есть из ложечки, а с 7–9 месяцев – пить из чашки. Чтобы ребенок не подавился и не захлебнулся пищей, во время кормления он должен находиться в вертикальном положении в удобной позе, сидя на специальном детском стульчике или на коленях у мамы.