Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова
Руанда — Бурунди
Вообще-то из Кении можно было сразу проехать в Танзанию — быстро, просто и без сложностей. Но мы давно вошли во вкус автопутешествий, и вариант «как проще» нас совершенно не устраивал. Мы подумали: «А не углубиться ли нам в самое сердце Африки? Не сделать ли петлю через Уганду, Руанду, Конго и Бурунди?» Принимая во внимание малую вероятность отправиться в эти страны когда-либо ещё («Вы в Сочи? Зря, мой друг, я вот на майские в Бурунди лечу!»), мы всё-таки решились на петлю. Как-никак несколько новых стран, озеро Виктория, Танганьика, ну и вообще посмотреть, как у них там. Вот только Конго впоследствии пришлось исключить… Но обо всём по порядку. Про Уганду мы рассказали в прошлом выпуске, настала очередь Руанды и Бурунди.
Руанда
Эта страна ещё долго будет вызывать воспоминания о новостных репортажах середины 1990-х. В голове моментально всплывают кадры с бегущими военными, убитыми, тела которых разбросаны буквально повсюду, лицами, полными скорби, и над всем этим страшное слово «геноцид». Многовековая вражда между двумя этносами хуту и тутси при попустительстве западных держав вылилась в полномасштабную гражданскую войну. Почувствовавшие вкус крови руандийцы с остервенением убивали друг друга ножами, топорами, палками и вообще всем, что попадалось под руку. Счёт погибших шёл на сотни тысяч. С большим трудом мировому сообществу удалось примирить врагов и остановить резню. А сегодня многие называют Руанду африканским Сингапуром, страной приветливой и открытой. Мы решили, что пора проверить это самим, и проложили маршрут прямо через столицу Руанды Кигали.
Граница
Граница Уганды и Руанды оказалась довольно невзрачным местом с десятком металлических помещений, очень похожих на строительные вагончики — казалось, мы приехали на стройку. Это паспортный контроль, таможня и досмотр службы безопасности. Пограничник улыбается и воркует с очаровательной сотрудницей, сидящей рядом. Мы в очередной раз начинаем рассказ о нашей кругосветке. По-английски. Однако буквально через минуту я понимаю, что они говорят: «Nous parlons seulement en française». Тогда и мы переходим на французский язык, на котором я давно не говорил и теперь с большим удовольствием его вспоминаю (Руанда — страна двуязычная, в ходу английский и французский языки). Когда наши Carnet de Passage проштампованы и мы готовы покинуть границу, офицер службы безопасности просит выгрузить вещи для досмотра. Нам давно надоело это занятие, но никакие мольбы не помогают, и мы начинаем таскать сумки. Обычно ничего хорошего это не предвещает, потому что всегда обнаруживается что-то, не вполне разрешённое в конкретно этой стране. Однако после изъятия первой же единицы багажа выясняется, что пограничников не интересуют оружие, техника или запрещённые вещества. Они целенаправленно ищут только одно — полиэтиленовые пакеты! Мы, конечно, знали, что в некоторых странах Африки ввоз полиэтиленовых пакетов официально запрещён, но до сих пор запрет носил исключительно теоретический характер. В Руанде же мы столкнулись с ним в полной мере, и за двадцать минут на столе выросла целая гора изъятых пакетов. Теперь вопросов к нам нет.
Мы ожидали, что страна окажется чистой и аккуратной, но увиденное превосходило все ожидания. Идеальные дороги, разметка, постриженные кусты, сборщики мусора вдоль дорог, садовники. Нам не верилось, что мы едем по африканской глубинке. По обе стороны дороги простирались огромные пространства с зарослями чая и его многочисленными сборщиками. Правда, после нескольких же щелчков камеры сборщики стали просить денег за участие в фотосессии — такая же картина была в Уганде, и она повторится в Бурунди. Кстати, мы продегустировали чай и кофе в Кении, Уганде и Руанде и пришли к выводу, что кофе прекрасен во всех трёх странах, а вот чай оказался пустым и безвкусным. Даже в местные магазины его в большинстве случаев привозят из Индии.
Чёрная лента новой асфальтированной дороги петляет по невысоким горам, то опускаясь, то поднимаясь среди холмов. Всё буквально утопает в зелени разных оттенков — от тёмно-зелёного до ярко-изумрудного. Здесь и ближе к центру Африки и экватору количество осадков огромно. А в сезон дождей сюда лучше и вовсе не попадать — дороги размываются, малярия свирепствует. Полицейских на пути до столицы мы встретили всего дважды, они приветливо кивнули, но останавливать не стали. Хотя и вели мы себя вполне корректно, не нарушая скоростной режим. Руанда — страна небольшая, и через пару сотен километров мы уже приближаемся к её столице. Издалека виден огромный холм с небоскрёбами. Этот холм и есть столица — город Кигали.