12 млн проданных консолей и более сотни миллионов картриджей за первые шесть лет: почему была популярна Atari 2600
До её создания в 1977 году приставки выпускали только с одной предустановленной видеоигрой. Atari же придумала устройство, которое поддерживало cразу несколько игр. О производстве, первых играх компании и её конкурентах — в пересказе IEEE Spectrum.
В семидесятых игровая компания Atari производила аркадные автоматы — в 1972 году она выпустила в таком формате теннисную игру Pong. Та быстро стала хитом, сделав Atari первым успешным разработчиком игр — к 1974 году автомат купили более 8000 раз.
В 1975-м фирма адаптировала Pong для домашнего использования и так вышла на рынок игровых консолей. Только в Рождество этого же года Atari совместно с дистрибьютором Sears продала более 150 тысяч приставок с игрой по $100 за штуку.
Желая повторить успех, конкуренты стали выпускать свои домашние версии Pong. Тогда, размышляя над новым продуктом, инженеры Atari поняли, что вместо разработки отдельного чипа для каждой игры можно создать устройство, которое будет поддерживать сразу несколько приложений.
Геймплей игры Pong, аркадная версия
Идея была революционной — в то время приставки поддерживали только предустановленную видеоигру, а на производство каждой уходило около года и более $100 тысяч, отмечает издание. Для реализации задумки требовались микропроцессоры, однако доступные тогда варианты стоили от $100.
На ежегодной выставке электроники Wescon представители Atari встретили инженера Чака Педдла — он предлагал микропроцессоры 6502 собственной разработки по цене $25 за штуку. В компании как раз искали похожее решение. Кроме того, дешевле варианта не было, поэтому с Педдлом заключили сделку и приступили к созданию нового устройства.
Через несколько месяцев в Atari разработали первый прототип игровой приставки на микропроцессоре под названием Stella, а в 1977 году вышла консоль Atari Video Computer System (VCS). Игры к ней шли на картриджах — небольших кассетах с записанной игровой программой.
«Больше игр — больше веселья» — телевизионная реклама Atari VCS, 1977 год
В первые два года продаж компания понесла убытки в $25 млн из-за производственных проблем, но к 1983 году VCS стала одним из самых успешных продуктов на микропроцессоре — Atari продала более 12 млн консолей по цене около $140 за штуку.
VCS поддерживала Jet Fighter, Tank, Space Invaders, Pac-Man и другие аркадные игры.
Создание консоли VCS
Компания хотела, чтобы программное обеспечение нового устройства выполняло как можно больше функций, а аппаратное стоило дёшево настолько, насколько это возможно.
Чтобы игры занимали меньше памяти, разработчики Atari Стив Майер и Рон Милнер решили отображать игровое поле с низким разрешением, а графические объекты, или спрайты, — с более высоким.
У первого прототипа Stella единственным сигналом для счётчика позиций была команда сброса, которая вызывала немедленное отображение объекта. Разрабатывая производственную версию, инженер Джо Декуир и Майнер использовали этот же принцип — это позволило менять положение спрайтов.