10 фильмов Хоакина Феникса
Сегодня актер празднует день рождения. По этому случаю, вспоминаем важнейшие его работы
«Не волнуйся, он далеко не уйдет» (2018)
Джон Каллахан был талантливым художником-карикатуристом, но его трудный характер и беспутная жизнь однажды привели его к трагедии. Чудом выжив в автокатастрофе, он оказывается прикован к инвалидному креслу. Джон теряет интерес к жизни, но постепенно искусство возвращает ему надежду, помогает преодолеть недуг и вновь быть счастливым.
В байопике Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет» Хоакин Феникс чувствует себя на своем месте. Каллахан — абсолютно его герой. Невротичный гений с душевной (и в этот раз физической) травмой на грани самоубийства, но все же идущий к свету. Хотя картина местами может показаться чересчур сентиментальной, актерские работы (Феникса окружают Джона Хилл, Джек Блэк и Руни Мара), яркие персонажи и неглупые диалоги оставляют приятное впечатление после просмотра. Камерная драма Гаса Ван Сента позволяет Фениксу быть лиричным, хрупким, то есть, показать самые сильные оттенки своего актерского арсенала.
«Гладиатор» (2000)
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что карьера Хоакина Феникса в полной мере началась с «Гладиатора» Ридли Скотта. Этот знаменитый пеплум о мести бывшего генерала, ставшего гладиатором, римскому императору Коммоду продемонстрировал миру необыкновенный талант Феникса к изображению психических отклонений, жестокости и коварства. Злодея артист сыграл правдоподобно и красочно, каждая сцена с ним приобретает особый колорит. Его герой зачастую оттеняет благородный лик Рассела Кроу, составляет блестящую оппозицию его герою. Зрителю буквально хочется, чтобы император был повержен, настолько актер убедителен в своей подлости и безнаказанности.
В дальнейшем Феникс неоднократно будет возвращаться к этим оттенкам зла, воплощенных им в «Гладиаторе», в том числе в «Джокере». К счастью, актер не застрял в образах антагонистов, а сумел выразить различные грани своего таланта. А «Гладиатор» и по сей день остается образцовым пеплумом, который по части масштабности и пронзительности аналогов, в общем, так и не обрел.
«Знаки» (2002)
М. Найт Шьямалан режиссер своеобразный, и «Знаки» очень красноречиво это доказали. Триллер о вторжении пришельцев на американскую ферму прекрасно нагнетает атмосферу, но, к сожалению, нелепый и довольно абсурдный финал все очень быстро портит. Однако роль Хоакина Феникса в картине замечательная. Его герой по имени Меррилл — бывший бейсболист, переживающий кризис среднего возраста. Он полон самоиронии, не слишком умен, но очень добр. Здесь комедийный талант Феникса заиграл новыми красками. Особенно чудесна сцена, в которой Меррилл надевает шапочку из фольги, в надежде, что она защитит его от проникновения пришельцев в его разум.
Если не воспринимать «Знаки» всерьез, этот фильм и сегодня смотрится очень бодро — перед харизматичным дуэтом Мела Гибсона и Феникса трудно устоять. Кроме того, и сам Шьямалан не стремился к серьезности, в картине полно забавных и ироничных сцен. Недаром «Знаки» моментально были спародированы в «Очень страшном кино 3». Позднее Феникс и Шьямалан вновь работали вместе в «Таинственном лесу» — и там у актера был уже совсем другой, неоднозначный образ.
«Я все еще здесь» (2010)
В 2010 году карьера Хоакина Феникса неожиданно пошла на спад. Ему стало поступать куда меньше предложений, да и сам артист, по его словам, не знал куда двигаться в профессиональном смысле. Тогда он решил воплотить свои эмоции на экране, сделать небольшую картину-автопортрет, в которой он мог бы свободно высказаться о том, что его волнует, как актера и человека. Снял его на камеру актер Кейси Аффлек. Вместе они сделали странный и безумный мокьюментари об творческом человеке, который сходит с ума.