Зигзаг неудачи. Что случилось с российским ТВ за минувшее десятилетие
Самое скверное, что могло произойти с ТВ в 2010-е, — это то, что оно стало форпостом безопасности России. Не экономика нынче фундамент нашего суверенитета. Не армия и флот — защита от внешних угроз, а телевизионный комплекс в Останкино. Со своей стороны агрессивная телепропаганда оказалась едва ли не единственным оправданием существования ТВ в глазах власти.
Диспозиция
Современная телесеть России нехитро устроена. Пятерка крупнокалиберных федеральных вещателей, напрямую или косвенно контролируемых государством: Первый, «Россия», НТВ, ТВ Центр, Матч ТВ. Рядом мелкокалиберные федералы: РЕН ТВ, «Россия 24», «Москва 24», «Звезда», «Мир». Еще парочка нерейтинговых каналов: «Культура» и ОТР (Общественное телевидение России) — зоны, свободные от рекламы. Наконец, сонм нишевых вещателей типа ТНТ, СТС, Муз ТВ, «Карусель» и т. д.
На периферии расположился интернет-вещатель «Дождь». Его принято числить оппозиционным каналом, хотя если он и представляет в медиапространстве интересы какой-либо политической партии, то это незарегистрированная Партия здравого смысла.
У каждого из обозначенных подразделений своя более или менее отчетливая повестка. У федералов — как крупных, так и мелких — пропаганда. Это их повинность и тест на лояльность.
«Культура» и ОТР отягощены просветительской функцией. «Культура» главным образом о высоком. У ОТР есть привилегия: оно может себе позволить оставаться интеллигентным в рассуждениях о политике.
Обе компании по понятным причинам держатся в рамках официальных взглядов на социальные проблемы, на культурологические аспекты. Принято считать, что высказывается в эфире канала. В РФ нет цензуры. И с этим согласны фигуранты Россия — страна развитой демократии. Так оно и есть, по версии тех, кто программ на «Культуре».
Нишевые каналы — это в основном досуговые заведения. Здесь веселятся, скандалят, оскорбляют, унижают, дерутся из-за наследства покойных, перетряхивают исподнее беспокойных… звезд шоу-бизнеса. Эти вещатели принципиально аполитичны и последовательно развлекательны. Это царство дикой, нецивилизованной буржуазности.
Собственно, в таком распределении ролей основных телевизионных игроков нетрудно заметить некоторое сходство с нормативной базой для пролов (по-нашему, пипла) в оруэлловской антиутопии «1984»:
«Считается нежелательным, чтобы пролы испытывали большой интерес к политике. От них требуется лишь примитивный патриотизм — чтобы взывать к нему, когда идет речь об удлинении рабочего дня или о сокращении пайков».
Разумеется, злая антиутопия знаменитого британского писателя несколько поотстала от нынешней реальности. Нынче пролами (в смысле пиплом) люди не рождаются. Ими становятся в процессе потребления специфического телевизионного продукта. Он еще называется «контентом». И сегодня пролы хавают с равным удовольствием и «бульварное смотриво» типа «Дом 2», и пропагандистское пойло в жанре «60 минут» и «Время покажет».