11-летняя программистка — о школе, своей компании и Google
К 11 годам Самайра Мехта запустила образовательную инициативу «Да, 1 млрд детей может программировать» и стала автором обучающих игр. Рассказываем, чем Самайра занимается сейчас и почему за ней надо следить в социальных сетях.
Пока Самайра Мехта обучает сверстников программированию, за ней охотятся крупнейшие транснациональные американские корпорации, в том числе Google и Microsoft. Хотя на своей страничке в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) девочка практически ничем не отличается от друзей-подростков: рассказывает о путешествиях, участвует в челленджах и делится важными событиями из жизни. В этом году юная программистка из Силиконовой долины стала самым молодым номинантом международной премии Rybakov Prize 2020, учрежденной миллиардером Игорем Рыбаковым: Самайра и еще 15 «взрослых» деятелей в области образования претендуют на приз в размере $1,2 млн.
К 11 годам Самайра успела основать и возглавить компанию Coder Bunnyz, выпускающую изобретенную девочкой игру, которая учит детей с 4-летнего возраста основам кодирования и программирования. В прошлом году ее компания заработала около $200 тыс. и продала больше 6 тыс. игр. Большую часть заработанной суммы Самайра старается реинвестировать обратно в компанию, а также сберегает для колледжа и делает пожертвования благотворительным организациям.
За время своей карьеры юная программистка приняла участие в 50 конференциях, провела более 60 семинаров, посвященных ее настольной игре, и обучила программированию около 2 тыс. детей, в том числе более 50 детей в Googleplex, штаб-квартире Google в Маунтин-Вью. Она также получила письмо из Белого дома с благодарностью за ее работу от Мишель Обамы, познакомилась с Марком Цукербергом и уже не раз отказалась от приглашения на работу. О себе, своих успехах и взглядах на будущее Самайра рассказала «РБК Стиль».
С чего все началось
Эта забавная история началась с шутки моего отца несколько лет назад. Однажды он показал мне экран своего ноутбука, где было написано: «Нажмите, если вы считаете себя красивой», и попросил меня попробовать. Когда указатель моей мыши коснулся кнопки, то надпись испарилась. Я была в недоумении — как это произошло? И почему компьютер посчитал, что я некрасивая? Тогда папа успокоил меня и рассказал, что эту шутку они сделали с помощью компьютерных инструментов кодирования.
Я решила, что тоже хочу придумать что-то похожее. В то время моей главной целью было разыграть друзей в классе. Поэтому каждый день я кодировала веселые шутки, чтобы посмеяться утром в школе. Кстати, тогда же я заметила, что дети моего возраста совсем не интересуются программированием. Это и стало толчком к созданию Coder Bunnyz — обучающей игры, которая рассказывает детям об основных инструментах кодирования в понятной для нас форме.
Как не разорваться между креслом CEO и школьной партой
Я руковожу своей компанией и параллельно учусь в 6-м классе. Это позволяет мне заниматься сразу несколькими интересными проектами. Недавно, например, я рассказывала про создание устройства, которое поможет детям узнать о воздействии ультрафиолетовых лучей на кожу. Еще я работаю над некоторыми вопросами ООН в области ЦУР (Цели устойчивого развития. — «РБК Стиль») по партнерству с крупными технологическими компаниями. Мне кажется, что создавать уникальные научные продукты — это круто. Каждый день я ищу новые возможности, которые смогут помочь людям вокруг меня. А если серьезно, то я люблю музыку, играю на инструментах, пою и обожаю TikTok, как и многие из моих друзей. Вместе мы часто снимаем смешные видео — иногда это помогает мне расслабиться и отвлечься от работы.