Феномен «Гунды»: как черно-белое кино о жизни свиньи стало одним из лучших фильмов года
В российский прокат вышла «Гунда» Виктора Косаковского — бессловесная черно-белая документальная картина о жизни норвежской свиньи и ее потомства. Рассказываем, почему критики влюбились в эту работу, а Хоакин Феникс взялся ее продюсировать.
На Берлинале 2020 года «Гунда» произвела фурор. Медленную картину, которая затягивает зрителя своими долгими кадрами и плавными движениями камеры, критики считают одним из лучших фильмов прошлого года. Это политическое кино без политики и агитации: в «Гунде» нет лозунгов и громких заявлений, нет душераздирающей статистики или шок-контента. Тем не менее, IndieWire называет «Гунду» «визионерским аргументом в пользу веганства», а продюсер фильма Хоакин Феникс, чье имя в сознании многих зрителей неразрывно ассоциируется с защитой прав животных, говорит о фильме как о «гипнотическом взгляде на разумность» животных.
Виктор Косаковский — выдающаяся фигура в российском документальном кино. Он начал снимать в конце 1980-х и с тех пор стабильно становится участником и призером многочисленных фестивалей, как зарубежных, так и отечественных. Его фильм «Среда 19.07.1961» получил приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале в 1997 году, а картину «Да здравствуют антиподы!» (2011) наградили премией «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России. Сейчас Косаковский живет в Германии и снимает по всему миру — от Гренландии до Аргентины. Когда-то его больше всего интересовали люди (одна из самых известных его ранних работ, «Беловы», рассказывает о деревенской жизни пожилых брата и сестры), затем — природа (в 2018 году он снимает «Акварель» — кинематографическое исследование водной стихии). Теперь же его героями становятся животные.
Свинья, поросята, несколько куриц и коровы — единственные живые существа в кадре. Люди в фильме не появляются: все, что мы видим и слышим, — это природный мир, показанный так, как он бы существовал без вмешательства человека. В фильме нет речи, нет закадрового голоса, нет музыки — режиссер убирает любые атрибуты присутствия человека. Оно обозначено лишь клеткой, в которой привозят куриц, и машиной, которая в финале увозит поросят. Техническое и механическое здесь противопоставлено природному, оно его заглушает, нарушает естественный ход вещей.