Рынок суперъяхт: самочувствие хорошее
Прошедшее с 27 по 30 сентября Monaco Yacht Show, как всегда, ознаменовало начало нового рабочего года в индустрии, а также время для подведения предварительных итогов. На шоу было представлено 117 суперъяхт, 45 из которых были спущены на воду в 2023 году, что говорит о достаточно стабильной ситуации на рынке. Однако некоторая доля неуверенности у игроков из сферы суперъяхт все‑таки присутствует. Эксперты связывают это с турбулентностью в политической и экономической сферах.
В 2023 году объем чартера, брокеража и новых проданных проектов снизился по сравнению с 2022 годом. На конец сентября в сегменте яхт длиной от 32 до 80 м было заключено 109 контрактов, что значительно меньше показателей того же периода в предыдущие годы. По данным SuperYacht Times, ожидалось, что в 2023 году число построенных судов возрастет, поскольку яхты, «отложенные» с 2022 года, дополнят те, что уже запланированы на 2023 год. Издание прогнозирует скромное увеличение количества построенных лодок в 2023 году — до 190. Портфель заказов на верфях может расширяться, но сама отрасль имеет ограниченные возможности для увеличения объемов производства в ближайшем будущем, поскольку квалифицированный персонал найти трудно, обеспечение дополнительных производственных мощностей требует времени, а цепочка поставок находится под давлением новых обстоятельств.
На начало 2023 года среди уже строящихся судов было 668 суперъяхт, что на 10% больше, чем в предыдущем году, когда насчитывалось 604 суперъяхты. Количество яхт, находящихся в активной постройке, увеличилось на 74 единицы (до 632), а количество приостановленных проектов, признанных достойными включения в «строительный» портфель, сократилось на 10 единиц (до 36).
Из 668 суперъяхт, находящихся на стадии постройки, 134 доступны для продажи, что составляет 20% книги заказов. Это снижение по сравнению с 21% в предыдущем году и значительное снижение по сравнению с 35% в 2021 году. Из 134 доступных суперъяхт 117 строятся on spec (на продажу), а 17 сразу выставляются на продажу их владельцами. Из общего флота суперъяхт, в котором сегодня насчитывается 5555 единиц, на продажу выставлено 929 судов, что составляет 17%. Это меньше, чем 21% в предыдущем году, и это самый низкий показатель с тех пор, как издание SuperYacht Times в 2016 году начало публиковать этот отчет.
Не сильно изменилась за истекающий год география. Клиентам из США по-прежнему принадлежит наибольшая доля яхт длиной 40+ м — 24% от общего флота. На втором месте российские собственники с 8% флота, за ними следуют Греция и Турция с 6% каждая. Замыкают список стран-лидеров по количеству владельцев суперъяхт Великобритания и Италия с долей по 5%. Клиенты из США приобрели больше всего новых яхт длиной 40+ м за последние 10 лет (18% от всего флота), за ними следуют клиенты из России с долей 15%. Если рассматривать только строящиеся сегодня яхты длиной более 40 м, то 26% производятся для клиентов из США и 9% для клиентов из России, что намного меньше, чем 13%, которые издание зафиксировало в прошлогоднем отчете. Экономические санкции против некоторых граждан России, очевидно, оказали свое