Рисунки на живом холсте
В эпоху Великих географических открытий европейские моряки, возвращаясь домой, привозили не только рассказы о дальних странах и диковинные заморские вещи. Частью культурного обмена, набиравшего силу с каждой экспедицией, становились и свойственные «дикарям» нательные рисунки, которые поражали воображение не привыкших к татуировкам жителей Европы.
Татуировкам посвящены сотни научных работ. Исследователи давно изучают их художественный подтекст, ритуальное и социальное значение, а также мотивацию людей, решивших украсить свое тело рисунками, и реакцию тех, кто их рассматривает. Во второй половине ХХ века в западных странах наметился «тату-ренессанс», и эту некогда маргинальную субкультуру постепенно начал принимать средний класс. Этому способствавали не только социально-политические процессы, но и привнесение художниками-татуировщиками новых мотивов из японской и полинезийской традиционной татуировки. Вместе с тем многие по-прежнему предвзято относятся к татуировкам, воспринимая их как нечто чуждое и дикое. Такое отношение господствовало в Европе на протяжении столетий, но чем ближе благодаря мореплавателям соприкасались разные культуры, тем больше татуированных людей появлялось в Старом Свете.
Разрисованные принцы
Встречая татуированных аборигенов на далеких островах, европейские колонизаторы забирали их с собой, чтобы зарабатывать деньги, выставляя на обозрение зевакам. Так, в конце XVII века в историю вошел филиппинский невольник Принц Джиоло, известный как Разрисованный принц, поскольку татуировки покрывали его тело с головы до пят.
Став жертвой чужой жажды наживы, Джеоли (настоящее имя мужчины) оказался в Англии не по своей воле. К несчастью для него, рыскавшие у острова Миангис работорговцы обнаружили лодку, в которой он плыл вместе с матерью, ограбили их и продали как живой товар. Впоследствии он оказался у легендарного капера Уильяма Дампира, чьи надежды разбогатеть к тому времени обернулись неудачей. Собиравшийся вернуться в Старый Свет Дампир посчитал, что сможет неплохо поживиться посредством Джеоли, и прихватил его с собой. Едва невольник ступил на британскую землю, его облепила толпа, дивившаяся нательным узорам, которые очень походили на традиционные татуировки микронезийских племен с Каролинских островов. В своих дневниках и изданной позже книге Дампир подробно описал татуировки Джеоли, особо отметив, что наносились они путем прокалывания кожи и втирания пигмента.
Корни слова tattoo восходят к языку полинезийских аборигенов. Считается, что этот современный термин является синтезом двух слов: tatau из языка Маркизских островов и tatu c островов Самоа, означающих «метить» или «колоть».
Джеоли остается едва ли не самым известным из всех привезенных в Европу татуированных туземцев того времени, ведь его демонстрировали даже королевским особам. Вокруг его татуировок стремительно возникали мифы и суеверия: кто-то заявлял, будто краска сделана их особых трав, защищающих тело от всех смертельно ядовитых существ, включая насекомых и змей, а самого Джеоли некоторые провозглашали принцем выдуманного королевства Томинек. Не удивительно, что деньги зарабатывали не только на живых показах, но также брали с публики за прослушивание небылиц и продавали сувенирную продукцию вроде игральных карт.
Судьба Джеоли сложилась незавидно: Дампир перепродал его другим «коммивояжерам», которые использовали невольника как цирковое животное, и вскоре Разрисованный принц скончался от оспы. Еще долго его забальзамированную кожу демонстрировали студентам анатомической школы Оксфордского университета…
Спустя четверть века после смерти Джеоли в Лондоне выставили на продажу двух татуированных «американских принцев»: Сауасе Оке Чаринга и Туски Станаги, — которых по легенде пленили на побережье Бразилии или Мексики. Из-за океана их привез немецкий капитан Печт, он же выставлял их напоказ во Франции, Италии и Германии. Рекламные буклеты описывали туземцев как «ни с кем не сравнимых покрытых множеством орнаментов с иероглифическими фигурами и индейскими буквами людей».
Хотя и были сомнения в том, что «принцы» действительно родом из Америки, саксонский правитель Август Сильный приобрел их за 1000 талеров и повелел доставить ко двору. Там их обратили в протестантскую веру — 6 октября 1725 года крестили в Дрездене под именами Фридриха и Августа Христианов. Считалось, что этот акт цивилизации «освободил их от душевного и физического рабства», после чего «принцев» отправили… в Петербург в качестве подарка императору Петру I.