Wildberries и партнеры: нужно ли ужесточать регулирование маркетплейсов
Для маркетплейса важно правильно построить систему поощрений и наказаний своих партнеров и франчайзи. А вот к идее специального законодательного регулирования компаний-платформ стоит отнестись очень осторожно, считает профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Светлана Авдашева
Конфликт между владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и маркетплейсом обсуждается сейчас далеко за пределами профессиональной среды. Wildberries повысила ответственность ПВЗ, работающих на условиях франчайзинга, за брак и подмену товара и ужесточила условия выплаты вознаграждения. В ответ на публичные протесты владельцев ПВЗ, компания попыталась разорвать договорные отношения с протестующими. Последовавшая реакция прокуратуры, трудовых инспекций, Госдумы, Минпромторга привела к тому, что санкции в отношении инициаторов протеста вроде бы приостановлены, а стороны начали переговоры об урегулировании спора. При этом регулирующие органы признают наличие проблемы, но не готовы вмешиваться в конфликт непосредственно. Может быть, зря?
Бизнес-модель и трансакционные издержки
Wildberries входит в тройку крупнейших российских маркетплейсов. Бизнес-модель маркетплейса — это буквально посредничество между производителями/продавцами товара и покупателями, организация заключения и исполнения договоров между ними. Преимущество маркетплейса — возможность экономить на трансакционных издержках, например, на издержках поиска товара, заключения и исполнения договора.
Конкурентоспособность маркетплейсов основана на положительных косвенных, или кросс-платформенных сетевых эффектах: чем больше продавцов представлено на маркетплейсе, тем шире возможности выбора у потребителя, и чем больше потребителей зарегистрировано на маркетплейсе, тем больше ожидаемая прибыль производителя от его использования. Ускоренное наращивание ассортимента и расширение сети ПВЗ — пути повышения конкурентоспособности.