Тимур Бекмамбетов об «Историях карантина», будущем кино и школе Роджера Кормана

WeekendЗнаменитости

«Завтра же позвоню Роджеру!»

Тимур Бекмамбетов о проекте «Истории карантина», будущем кино и школе Роджера Кормана

«Убрать из друзей», 2015

В конце марта студия Тимура Бекмамбетова «Базелевс» анонсировала старт проекта «Истории карантина», который будет создаваться в технологии screenlife. Был объявлен конкурс, в котором каждый желающий может принять участие с собственной идеей фильма о самоизоляции — победителям помогут снять свои работы и тут же представить их зрителям. Меньше чем через месяц состоялась первая премьера проекта: короткометражный фильм «Удаленка» Аксиньи Гог вышел на сайте проекта Screenlifer.com Формат screenlife, суть которого состоит в том, что действие фильма не выходит за пределы экранов электронных устройств, был изобретен студией Тимура Бекмамбетова: пять лет назад вышел первый в истории кино screenlife-фильм «Убрать из друзей», дебютный хоррор Лео Габриадзе, стоивший меньше $1 млн и окупившийся в прокате более чем в 60 раз. В 2018-м Бекмамбетов выпустил сразу два инди-хита, снятых тем же способом: «Поиск» дебютанта Аниша Чаганти, получивший приз зрительских симпатий на «Сандэнсе», и «Профайл», награжденный аналогичным призом в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля, режиссером которого выступил уже сам Бекмамбетов. О том, как экспериментальный метод стал сегодня главным способом рефлексии о реальности, о будущем авторского и жанрового кино и уроках Роджера Кормана с Тимуром Бекмамбетовым поговорил Константин Шавловский.

Идея проекта «Истории карантина», кажется, лежит на поверхности: сейчас столько людей оказалось взаперти, и все ищут возможность как-то выразить себя, чтобы не сойти с ума. Но, в отличие от многих, кто спешно осваивает онлайн-форматы, вы уже давно работаете с жанром screenlife — то есть ограничили реальность экранами гаджетов задолго до того, как это произошло со всем миром.

Это произошло с миром задолго до пандемии, просто сейчас это стало очевидно всем. Мы работаем с форматом screenlife больше пяти лет, и два месяца назад я заметил, как у всех резко вырос интерес к тому, что мы делаем. Просто потому, что screenlife стал сегодня для всех единственно возможным и доступным языком, на котором можно рассказать о том, что сейчас с нами происходит. И мы запустили «Истории карантина» — чтобы не упустить этот момент, оставить свидетельства, которые помогут нам разобраться в текущих событиях. У нас же очень короткая память сегодня, мемуары почти никто больше не пишет, за нас все помнит Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Мы решили, что нам пора поделиться с миром нашим опытом, раздать тем, кто хочет рассказать о себе, инструменты screenlife-кинематографа. Мы объявили конкурс, на который ежедневно приходит множество работ, это идеи, сценарии, черновики и даже почти готовые фильмы. Есть невероятно талантливые. Вчера, например, мой друг, режиссер из Лос-Анджелеса, прислал свою историю: он индиец, и его брат готовит свадьбу, а индийская свадьба — это 500 человек. И он выслал скриншот, где 100 индийцев в зуме обсуждают свадьбу, которая неизвестно когда состоится. Это сюжет, наверное, комедии. Мне кажется сейчас очень важным, чтобы люди начали записывать то, что с ними происходит, на мобильные телефоны, записывать групповые чаты, свои разговоры с родителями. Это уникальные свидетельства новой реальности, которые нужно сохранить, чтобы увидеть себя со стороны.

Когда вы в 2014 году придумали снять фильм «Убрать из друзей» технологией захвата экрана — вам сразу было понятно, что этот формат будет работать в кино?

Мне-то это было сразу понятно. Но поначалу довольно сложно было в этом убедить других. Мой американский агент Майк Симпсон, который работает с Тимом Бёртоном, Квентином Тарантино и Пон Чун Хо, выслушав идею, сказал: «Слушай, ты правда думаешь, что люди пойдут в кинотеатр, чтобы смотреть на большом экране — экраны чужих мониторов?» Я ответил: ну конечно пойдут! Потому что сегодня там — наша жизнь. Мы там влюбляемся, ссоримся, находим ответы на сложные и простые вопросы. Там мы узнаем о рождении детей и о том, что потеряли близкого человека. Тебе не вручает телеграмму почтальон — ты получаешь сообщение в мессенджере. До пандемии мы могли этого не замечать, а сегодня экран остался единственным способом контакта с близкими, которые находятся в изоляции, и это уже невозможно не заметить. Наша эмоциональная жизнь происходит на экранах. И если еще несколько лет назад об этом писали философы и писатели-фантасты, то теперь это наша повседневность. И для этого нового мира нужны новые истории — про любовь и смерть, про смелость и предательство, про добро и зло. Которые мы и рассказываем на том языке, который нам этот мир предлагает.

Тем не менее «Убрать из друзей» в 2015-м вполне органично вписался в тренд found-footage-хорроров, который появился после «Ведьмы из Блэр», и тогда он не воспринимался как революционный метод описания действительности. А те же «Поиск» и «Профайл» сняты в жанре триллера, детективного и психологического, то есть работают с саспенсом. И это объяснимо: чтобы зритель в кинотеатре два часа смотрел на экраны чужих гаджетов, нужно постоянно держать его в напряжении. Не думаете, что у screenlife-кино все-таки не слишком большой жанровый диапазон?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасение явлений Спасение явлений

Как Галилео Галилей стал мучеником науки

Weekend
Эпидемиологическая модель предсказала появление автомобильных пробок Эпидемиологическая модель предсказала появление автомобильных пробок

Симуляция движения показала хорошее совпадение с реальными данными

N+1
Madonna Madonna

Madonna — самая коммерчески успешная певица в истории мировой музыки

ЖАРА Magazine
История одной песни: «Stayin' Alive» трио Bee Gees История одной песни: «Stayin' Alive» трио Bee Gees

Хит, который дал старт моде на песни про выживание. А также стал символом диско

Maxim
Когда это закончится? Когда это закончится?

Жителям Польши дольше других пришлось ждать, чем кончится схватка

Дилетант
Что, если бы Ан-225 “Мрия” был пассажирским: A380 на зависть Что, если бы Ан-225 “Мрия” был пассажирским: A380 на зависть

Ан-225 “Мрия” - самый большой и грузоподъемный самолет в мире

Популярная механика
Кортизол под контролем Кортизол под контролем

Как контролировать уровень главного гормона стресса – кортизола

Худеем правильно
Ложный результат Ложный результат

Зачастую мы даже не догадываемся, как что может повлиять на результат анализа

Лиза
Термогальванический элемент из гидрогеля преобразовал нагрев аккумулятора в электричество Термогальванический элемент из гидрогеля преобразовал нагрев аккумулятора в электричество

Химики разработали термогальванический элемент на основе гидрогеля

N+1
По стаканчику По стаканчику

Выводим распространенные мифы о воде на чистую воду

Лиза
7 смешных медицинских открытий: герои Шнобелевской премии 7 смешных медицинских открытий: герои Шнобелевской премии

Открытия, которые сначала заставляют засмеяться, а потом — задуматься

Популярная механика
Пришествие из виртуала: как фантастический спорт стал реальным Пришествие из виртуала: как фантастический спорт стал реальным

Грань между рисованным и реальным стала потихоньку размываться

Популярная механика
10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет 10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет

Номинанты в рейтинг самых перспективных россиян до 30 лет

Forbes
Строганина по-немецки Строганина по-немецки

В Германии любят тартар из сырого мяса

Вокруг света
Кто умнее - мужчины или женщины: отвечает наука Кто умнее - мужчины или женщины: отвечает наука

Научно доказанные факты об отличиях умственных способностей мужчин и женщин

Популярная механика
«Резервов хватит на год-два»: почему не сработает сделка ОПЕК+ и чем это грозит России «Резервов хватит на год-два»: почему не сработает сделка ОПЕК+ и чем это грозит России

Страны ОПЕК+ договорились снизить добычу на 9,7 млн баррелей в сутки

Forbes
«50 оттенков серого» эпохи VHS: почему «9 ½ недель» — все еще актуальное кино про страсть и расставания «50 оттенков серого» эпохи VHS: почему «9 ½ недель» — все еще актуальное кино про страсть и расставания

«9 ½ недель» — страшная психологическая драма про два одиночества

Esquire
20 кг за месяц! Как работает диета «Зигзаг»? 20 кг за месяц! Как работает диета «Зигзаг»?

Чередуйте белковые дни с углеводными, чтобы быстро похудеть. И голодать не нужно

Cosmopolitan
Любовь Лолиты Любовь Лолиты

Лолита Милявская нашла нового мужчину и по-прежнему не собирается притворяться

Домашний Очаг
«Сейчас никто не богатеет»: Саша Новикова, рэпер Feduk и сооснователь «Кухни на районе» о выживании в кризис «Сейчас никто не богатеет»: Саша Новикова, рэпер Feduk и сооснователь «Кухни на районе» о выживании в кризис

Мы поговорили с предпринимателями, которые, как кажется, обогатились в кризис

Forbes
Письма из холлерной Москвы 1830-го: эпидемия глазами очевидца Письма из холлерной Москвы 1830-го: эпидемия глазами очевидца

Переписка братьев, которую они вели в «холерные месяцы» 1830-го года

Maxim
Репрограммированные клетки помогли ослепшим мышам отличить свет от тени Репрограммированные клетки помогли ослепшим мышам отличить свет от тени

Эти клетки могут принять на себя функции погибших фоторецептеров

N+1
«Таксист — это не курьер». Агрегаторы ввели тарифы на доставку «Таксист — это не курьер». Агрегаторы ввели тарифы на доставку

Сервисы такси предлагают новые услуги доставки, почему водители недовольны этим

РБК
Марина Зудина: жена без привилегий Марина Зудина: жена без привилегий

У актрисы Зудиной сейчас открылось второе дыхание

Cosmopolitan
Правила удаленки: как эффективно работать и отдыхать в самоизоляции Правила удаленки: как эффективно работать и отдыхать в самоизоляции

Как найти золотую середину между деловой активностью и личным временем

РБК
История побед и забвения Виктора Санеева: от теракта в Мюнхене до Олимпийских игр в Москве История побед и забвения Виктора Санеева: от теракта в Мюнхене до Олимпийских игр в Москве

Он должен был зажечь огонь Олимпиады-80

GQ
16 самых молодых холостяков-миллиардеров из списка Forbes 16 самых молодых холостяков-миллиардеров из списка Forbes

Богатейших люди мира до 40 лет, не связанные узами брака

Forbes
SOS: останови потери SOS: останови потери

Что делать, если каждый день ты обнаруживаешь на расческе все больше волос

Лиза
Война или мир: как мы встретим братьев по разуму Война или мир: как мы встретим братьев по разуму

Есть ли уже готовый план действий для эпохальной межпланетной встречи?

Популярная механика
Без вариантов Без вариантов

В начале карьеры Хавьер обещал матери не позорить старую актерскую династию

Glamour
Открыть в приложении