«Все мои болевые точки находятся в семье»
Наталия Мещанинова про наблюдения в Стране чудовищ
20октября в онлайн-кинотеатре Start состоялась премьера сериала Наталии Мещаниновой «Алиса не может ждать», рассказывающего о 15-летней девочке-подростке, которая узнает, что скоро ослепнет, и решает взять от жизни все. Наталия Мещанинова больше десятилетия наблюдает за людьми в нежном возрасте в своем кино: от «Школы», которую она снимала совместно с Валерией Гай Германикой, до недавних «Пингвинов моей мамы», где роль застенчивого стендапера сыграл Макар Хлебников. О том, как снимать и любить подростков, домашнем насилии, фильмах Динары Асановой и «Лолите» Владимира Набокова Наталия Мещанинова рассказала Константину Шавловскому.
«Алиса не может ждать» — сериал про слепнущую девушку, которая меняет правила жизни, превращаясь из отличницы в оторву. Откуда эта идея?
Ее принесли продюсеры Ира Сосновая и Женя Айвазян. Была статья психолога Екатерины Мурашовой, где она описывала, как к ней пришла женщина с жалобой на свою дочь, которая бросила школу. Мать подозревала ее в том, что она стала содержанкой, поскольку у той стали появляться дорогие вещи. Выяснилось, что девочка безнадежно слепнет, поэтому решила не тратить время на школу, а разработала бизнес-план, чтобы стать такой экзотической слепой содержанкой. А поскольку мама какое-то время скрывала от нее диагноз, с мамой она ни в какие переговоры не вступала. Эта история, собственно, и стала основой сюжета.
С героями статьи ты не встречалась?
Нет, мы просто взяли разрешение на использование этого материала для сценария. Про сам диагноз мы, в общем, все поняли. А героиня статьи довольно быстро передумала быть содержанкой, ее познакомили с каким-то крутым слепым профессором, она вдохновилась этой личностью и решила учиться на психолога. Мы оттолкнулись от завязки и от того, что от героини пытались все скрыть, а дальше стали писать свое.
Получается, что «Алиса» начинается с парадокса: героиня одновременно слепнет физически и как бы прозревает внутренне, видя, сколько вокруг нее лжи.
Про то, что она прямо прозревает,— я так для себя не формулировала. Но то, что это все про ложь во благо, которая приводит к катастрофам, особенно в семейных отношениях,— это так. Мы здесь, можно сказать, такую оду правде пропели.
«Алиса не может ждать» — достаточно традиционный сериал и для тебя уже далеко не первый. Тебе не тесно в этом формате?
Я в принципе тут освоилась, но не то чтобы хочу бесконечно ****** (делать.— W) сериалы. Но я никогда не придумываю сериалы сама — просто приходят ребята, рассказывают идею, как с «Алисой», и я такая — да, о, прикольно. Мне интересно это поизучать. В сериалах меня главным образом не устраивает, что изображение уходит часто на второй, а то и третий план. Я изображению в кино вообще-то придаю большое значение, а тут на это никогда не хватает ни денег, ни времени.
Почему ты назвала свою героиню Алиса и даже вынесла ее имя в название?
У нас было другое рабочее название, которое придумал Степа (Степан Девонин — актер, соавтор сценария и муж Наталии Мещаниновой.— W): «Алиса в Стране чудовищ». И это, понятно, аллюзия к «Алисе в Стране чудес». Но потом продюсеры убедили нас его поменять, потому что, с их точки зрения, оно отсылало бы зрителя к хоррору, то есть не соответствовало бы жанру.
Для нашего поколения имя Алиса отсылает еще и к главной героине позднесоветского экрана Алисе Селезневой в исполнении Наташи Гусевой, которая стала секс-символом для школьников 1980-х. А кто зрители твоего фильма — подростки или взрослые?
Здесь, как мне кажется, будет ровно та же самая история, как и с «Пингвинами моей мамы». У «Пингвинов» была очень большая детско-подростковая аудитория, несмотря на рейтинг 18+. Потому что они почувствовали, что с ними разговаривают не свысока, на одном языке. Но и взрослых «Пингвины» зацепили, потому что они начали узнавать себя и своих детей. Думаю, что зрители «Алисы» — подростки и их родители в первую очередь.
А Лиза Ищенко, по-моему, имеет все шансы стать той самой Алисой для поколения сегодняшних школьников.