Почему тайну личности Достоевского способен постичь только врач?

Наука и жизнь18+

«Чувствую полную гармонию…» История болезни Достоевского

Кандидат медицинских наук Михаил Давидов, Пермский медицинский университет.

Ф. М. Достоевский. Фото 1862 года. Фотография Э. Бондоно.

В 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения величайшего писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Его популярность в мире необыкновенна. Своими глазами видел полки книжных магазинов в Лондоне, Париже, Мюнхене, Дрездене, Милане, Женеве и Копенгагене, буквально заваленные книгами Достоевского на разных языках.

Журнал «Наука и жизнь» в конце прошедшего года опубликовал статью профессора-филолога Ивана Владимировича Пыркова «Свет и блеск Достоевского» (№ 12, 2021 г.). Статья замечательная! Но будучи посвящённой литературному творчеству Фёдора Михайловича, она показывает преимущественно «парадную» сторону его жизни — жизнь писателя, исполненную мук творчества. Отсюда… и свет, и блеск! Физическая жизнь Достоевского-человека была невыносимо жестокой из-за тяжёлой болезни — эпилепсии. Это тень и мрак, это страдания, которые ему выпало испытать. И донести своё пророческое слово до нас, людей. Не только русских, но и всех жителей планеты.

…Зигмунд Фрейд утверждал: «Тайну личности Достоевского способен постичь только врач, но не художник, эстетик или социолог».

Более сорока пяти лет в свободное от врачебной работы время по документам я изучал историю «священной болезни» Достоевского. Работал в архивах. Посетил восемнадцать мест (некоторые — многократно), связанных с жизнью писателя: музей-квартиру Достоевского в Москве на Божедомке, где он родился, памятные места в Санкт-Петербурге, Тобольске, Омске, Семипалатинске, Дрездене, Женеве, Веве, Милане, Копенгагене, Лондоне, Париже и других городах. Мной изучены записные книжки и дневники Достоевского, содержащие подробные записи о его болезни, прочитаны все его письма и письма к нему, воспоминания лиц, знавших Фёдора Михайловича, труды его биографов и выдающихся исследователей его жизни и творчества — отечественных и зарубежных авторов. Всего 2397 документов и 4068 литературных источников. Работа, которой сейчас делюсь с читателями «Науки и жизни», выполнена в соответствии с положениями классических трудов по эпилепсии академика В. А. Карлова. Научные консультанты на завершающем этапе исследования — неврологи академик А. А. Шутов и профессор Ю. В. Каракулова. Сердечно их благодарю.

Эпилепсия — хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными припадками в результате чрезмерных нейронных разрядов в головном мозге. Термин «эпилепсия» — греческого происхождения и означает «нечто внезапно нападающее на человека». Другие, неофициальные, названия данной патологии — «священная болезнь» (morbus sacer), падучая болезнь. Издревле считалось, что эпилепсия носит на себе печать божественного происхождения, вселяется в тела великих людей (ею страдали Магомет, Юлий Цезарь, Наполеон, Ришелье…), даёт дар пророчества и ясновидения.

Большинство эпилептологов полагают, что Достоевский имел генуинную (наследственную) эпилепсию, а не симптоматическую, развивающуюся в результате воспалительных, опухолевых и других процессов в головном мозге. Выдающийся невролог С. Н. Давиденков разработал унитарную концепцию эпилепсии, согласно которой эпилепсия является единым заболеванием, а её происхождение объясняется взаимодействием наследственных (генетических) и внешних, средовых факторов.

При наследственной передаче у человека могут быть типичные приступы судорог с потерей сознания или, как считают некоторые авторы, только определённые черты характера и особенности психики (так называемая эпилептоидность).

У отца Фёдора Михайловича — Михаила Андреевича Достоевского — врача по профессии, впоследствии купившего имение и превратившегося в помещика, налицо были черты эпилептоидности, в частности неудержимая вспыльчивость и чрезмерная придирчивость. Крестьяне, выведенные из себя поведением Михаила Андреевича, в 1839 году убили его. Брат Фёдора, Андрей Михайлович Достоевский, также был эпилептоидом, а один из родственников Андрея Михайловича (внучатый племянник писателя) умер в детстве от эпилептических судорог. Сам Фёдор Михайлович передал предрасположенность к болезни сыновьям Фёдору и Алексею, но дочь, Любовь, была здорова. У Фёдора была лишь эпилептоидность, а Алёша умер в трёхлетнем возрасте прямо во время судорог эпилепсии, так называемого эпилептического статуса, что доказывает генуинный характер эпилепсии Фёдора Михайловича, ибо симптоматическая эпилепсия не передаётся по наследству.

Ранее считали, что генуинная эпилепсия возникает при дефекте одного гена. По новейшим данным, полученным в XXI веке в результате применения в клинической практике высокоинформативных генетических методик, установлено, что у 70—80% больных эпилепсия имеет наследственный характер и обусловлена одним или сразу несколькими генетическими нарушениями. Более того, даже у больных с симптоматической эпилепсией, обусловленной, скажем, воспалительными заболеваниями головного мозга, при применении современных генетических методик нередко находят врождённые генетические поломки. Наукой установлено более пятидесяти генов, дефекты которых приводят к эпилепсии. В свете этих данных, генуинный характер эпилепсии у Достоевского не подлежит сомнению, тем более, что Фёдор Михайлович не имел в течение жизни черепно-мозговых травм, воспалительных и опухолевых заболеваний головного мозга.

Что касается так называемой аффектэпилепсии, которую приписывали в XX веке Достоевскому профессор Г. В. Сегалин и его сторонники, то современная неврология установила, что такого заболевания в природе вообще не существует. Следует говорить о благоприятном, не тяжёлом, течении эпилепсии с сохранением умственных и творческих способностей человека, его полной трудоспособности. По данным выдающихся эпилептологов академиков В. А. Карлова, А. И. Болдырева, В. Пенфилда (W. Penfield), такой исход наблюдается у 27—36% больных эпилепсией.

Дочь писателя, Любовь Фёдоровна, в воспоминаниях указывала, что отец заболел эпилепсией в Санкт-Петербурге, когда был кондуктором (курсантом) Главного военно-инженерного училища, после получения известия об убийстве отца крепостными крестьянами в 1839 году. В действительности, это был первый в жизни Достоевского большой судорожный припадок (grand mal), который очень редко является началом заболевания.

Фёдор Михайлович заболел эпилепсией летом 1831 года, в 9-летнем возрасте. Заболевание началось со слуховых галлюцинаций и фобий (страхов). Мальчик гулял по лесу в имении Даровом. «Вдруг, среди глубокой тишины, — пишет Достоевский, — я ясно и отчётливо услышал крик: “Волк бежит!” Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, на пашущего мужика». Мужик Марей успокоил мальчика. «Я понял, что волка нет и что крик: “Волк бежит!» померещился. Крик был, впрочем, такой ясный и отчётливый, такие крики (не об одних волках) мне уже и прежде мерещились (потом эти галлюцинации прошли)».

Те голоса, которые слышал Федя Достоевский, являются достоверным эпилептическим признаком. В терминологическом словаре Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) это обозначено как слуховой галлюцинаторный эпилептический припадок, являющийся результатом разрядов нейронов (нервных клеток) височной области мозга. Профессор А. И. Болдырев наблюдал достаточное количество больных с таким дебютом эпилепсии, называя этот симптом изолированная слуховая аура.

В отличие от уравновешенного брата Михаила, Фёдор был нервным, беспокойным ребёнком. Фобии (зверей, темноты и др.), слуховые галлюцинации, ночные страхи и прочие нарушения сна проявлялись у него с детства и составляли психические эквиваленты — бессудорожные проявления эпилепсии.

Анализируя болезнь Достоевского, можно разделить её течение на четыре стадии.

Первая, начальная стадия, длилась от лета 1831 года (именно тогда, в 9-летнем возрасте, он почувствовал первые слуховые галлюцинации) до июня 1839-го, когда с ним случился первый в жизни судорожный приступ. Это была стадия первых бессудорожных проявлений «священной болезни».

Вторая стадия — манифестная (с июня 1839-го по декабрь 1849 года, возраст больного от 17 до 28 лет) — захватила большую часть первого, раннего петербургского периода жизни Достоевского и проявилась десятком больших судорожных припадков (grand mal), более редкими малыми припадками (petit mal), однако в клинической картине болезни пока значительно преобладали бессудорожные эквиваленты припадков в виде галлюцинаций, фобий, явлений деперсонализации и дереализации, феномена «дежа вю», пароксизмальных расстройств сна и дисфорий (термины будут расшифрованы позже).

Третья стадия — прогрессирующая (1850-й — декабрь 1859 года, возраст пациента от 28 до 38 лет) — мучила Достоевского во время каторги и на поселении в Сибири. Она характеризовалась значительным прогрессированием заболевания, резким возрастанием числа и тяжести больших судорожных припадков, которые вытеснили или отодвинули на задний план малые припадки и бессудорожные эквиваленты заболевания.

Четвёртая — стадия полного развития заболевания (1860-й — январь 1881 года, возраст пациента от 38 до 59 лет) — характеризовалась окончательным развёртыванием классических клинических проявлений заболевания, значительным преобладанием больших судорожных приступов, увеличением их числа и тяжести, нарушениями памяти, дисфориями и появлением лёгких и умеренных эпилептоидных черт характера.

В 1840-х годах приступы падучей у Фёдора Михайловича встречались редко, эпизодически. Будущий писатель Дмитрий Григорович квартировал в столице с Достоевским и был свидетелем нескольких его припадков; особенно сильным был припадок в 1844 году. «Усиленная работа и упорное сиденье дома крайне вредно действовали на его здоровье, — писал Д. В. Григорович в «Воспоминаниях». — Они усиливали его болезнь, проявлявшуюся несколько раз ещё в юности в бытность его в училище. Несколько раз во время наших редких прогулок с ним случались припадки. Раз, проходя вместе с ним по Троицкому переулку, мы встретили похоронную процессию. Достоевский быстро отвернулся, хотел вернуться назад, но прежде чем успели мы отойти несколько шагов, с ним сделался припадок настолько сильный, что я с помощью прохожих принуждён был перенести его в ближайшую мелочную лавку; насилу смогли привести его в чувство. После таких припадков наступало обыкновенно угнетённое состояние духа, продолжавшееся дня два или три».

Большое значение имеют свидетельства постоянного врача Достоевского раннего петербургского периода его жизни — С. Д. Яновского. Он отмечает, что в 1840-х годах приступы падучей у начинающего писателя были достаточно редкими и слабо выраженными; чаще всего больной жаловался на тревожные и кошмарные сны (так называемые пароксизмальные расстройства сна) и зрительные галлюцинации («видения»). И те и другие являются частыми бессудорожными эквивалентами эпилепсии. Но однажды доктор сам увидел судорожный припадок Достоевского, и он показался ему сильным. Это было в 1847 году, на Сенатской площади. Яновский оказал Достоевскому помощь, после судорог отвёз его к себе домой, сделал кровопускание.

Доктор С. Д. Яновский не сомневался, что Фёдор Достоевский имеет «падучую». Припадки Достоевского видели Д. В. Григорович и А. П. Милюков. Однако сам Фёдор Михайлович не мог видеть своих судорожных припадков, ибо терял при этом сознание. Не доверяя врачам, он многократно начинал сомневаться в диагнозе падучей болезни и окончательно утвердился в этом сам лишь в 1857 году.

Помимо судорожных grand mal (фр. «большая болезнь»), у Достоевского наблюдались, хотя и значительно реже, petit mal (фр. «малая болезнь») — малые эпилептические припадки: он на несколько секунд отключался сознанием, прерывал разговор, делая кивательное движение головой. Формой малого припадка является атонический абсанс (атония — от греч. «расслабление»; абсанс — от фр. «отсутствие рассудка»). Атонический абсанс случился у Достоевского в 1846 году на балу у М. Ю. Виельгорского: его подвели к первой красавице Санкт-Петербурга, юной Сенявиной; Фёдор Михайлович разволновался, побледнел, потерял сознание и «упал в обморок». Это стало поводом для анекдотов, а также злых шуток со стороны Тургенева и Панаева.

В 1840-х годах у начинающего писателя сохранялись и даже усилились фобии. Его товарищ, будущий живописец К. А. Трутовский отмечал у него такую странность психики: «Всякий раз, ложась спать, просил меня, если с ним случится летаргия, то чтобы не хоронили ранее трёх суток — мысль о возможной летаргии всегда его беспокоила и страшила». Это расстройство психики, которое официально именуется тафефобия (навязчивый страх погребения заживо), как известно, отмечалось и у Н. В. Гоголя. Достоевский страдал и танатофобией (навязчивым страхом внезапной смерти).

Для раннего петербургского периода болезни Достоевского очень характерны галлюцинации, явления деперсонализации и дереализации и феномен «дежа вю».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Провал Геринга Провал Геринга

Быстрая победа над Францией высоко подняла авторитет Германа Геринга

Дилетант
Деструктивные отношения: почему так трудно уйти? Деструктивные отношения: почему так трудно уйти?

Почему разрыв «токсичного» союза не всегда самый очевидный выход

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Как создать группу поддержки самостоятельно Как создать группу поддержки самостоятельно

Как организовать группу поддержки и где этому научиться

Psychologies
«В погоне за светом и пространством…» «В погоне за светом и пространством…»

Как Константин Циолковский разработал план внеземной экспансии для человечества

Наука и жизнь
Тартар по-африкански, или Что нужно знать об эфиопской кухне Тартар по-африкански, или Что нужно знать об эфиопской кухне

Что такое инджера и где ее готовят?

СНОБ
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Старуха с бородавкой на щеке каркнула неприятное слово: "перепечь"

VOICE
Бозон Хиггса — 10 лет спустя Бозон Хиггса — 10 лет спустя

Бозон Хиггса может стать ключом к решению некоторых основных проблем в физике

Наука и жизнь
Почему вся жизнь на Земле использует в качестве источника энергии специфическую молекулу? Почему вся жизнь на Земле использует в качестве источника энергии специфическую молекулу?

Почему одной из важнейших молекул оказалась именно АТФ — аденозинтрифосфат

ТехИнсайдер
«У нас хватило ума…» «У нас хватило ума…»

Как завершалась холодная война между СССР и США?

Дилетант
Физически сильные мира сего Физически сильные мира сего

Возможен ли баланс спорта, жизни и работы на руководящей должности?

Men Today
Эталонная. Главная струна небесной лиры Эталонная. Главная струна небесной лиры

Вега с древности привлекает внимание астрономов

Наука и жизнь
Астрономы создали модель гигантского звездного кладбища Астрономы создали модель гигантского звездного кладбища

Ученые попытались понять, как много звездных "трупов" усеивает космос

ТехИнсайдер
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Какой мирный договор сделал Россию великой державой: история может удивлять Какой мирный договор сделал Россию великой державой: история может удивлять

Швеция была великой державой почти столетие, но уступила этот статус России

ТехИнсайдер
«У меня есть ты, у тебя есть я»: для кого сделан новый альбом «Земфира от Луки» «У меня есть ты, у тебя есть я»: для кого сделан новый альбом «Земфира от Луки»

Новый альбом Земфиры, который все столько ждали — разочарование?

Forbes
Чем кормить ребенка Чем кормить ребенка

10 частых ошибок в питании, которые допускают мамы

Лиза
10 худших и самых редких суперкаров всех времён 10 худших и самых редких суперкаров всех времён

Представляем вам десятку редких суперкаров, которые являются одними из худших

ТехИнсайдер
Атмосферный роман Керри Мейер «Книжный на левом берегу Сены» о литературном Париже XX века Атмосферный роман Керри Мейер «Книжный на левом берегу Сены» о литературном Париже XX века

Отрывок из романа Керри Мейер о послевоенном Париже 1919 года

СНОБ
Как создательница Bobbi Brown Cosmetics продвигает в TikTok свой новый бренд Как создательница Bobbi Brown Cosmetics продвигает в TikTok свой новый бренд

Визажистка Бобби Браун запускает новый бизнес

Forbes
9 вещей, которые нельзя делать перед посещением врача 9 вещей, которые нельзя делать перед посещением врача

Чтобы результаты обследований были правильными, важно соблюдать правила

Лиза
Почему близкие становятся чужими и можно ли этого избежать Почему близкие становятся чужими и можно ли этого избежать

Почему люди на самом деле отдаляются и как этого избежать?

Psychologies
Есть риск быть смешной: что категорически нельзя носить женщинам после 40 лет Есть риск быть смешной: что категорически нельзя носить женщинам после 40 лет

Из своего гардероба можно вырасти всегда

VOICE
Френч или стилеты: о каких чертах характера говорит твой маникюр Френч или стилеты: о каких чертах характера говорит твой маникюр

Если ты думаешь, что руки выдают только твой возраст, то ошибаешься

VOICE
Смерть в чужой кровати: как в отелях умирали знаменитости Смерть в чужой кровати: как в отелях умирали знаменитости

Иногда смерть гостя приносит отелю славу и становится частью ее истории

Правила жизни
Секреты соблазнения от турецких актрис — Мерьем Узерли и других Секреты соблазнения от турецких актрис — Мерьем Узерли и других

Турчанки всегда завоевывали сердца мужчин, но как им это удается?

VOICE
Исследовательница из Гарварда назвала 8 типов сложных в работе людей (и как ладить с самыми невыносимыми) Исследовательница из Гарварда назвала 8 типов сложных в работе людей (и как ладить с самыми невыносимыми)

Первый шаг к общению с раздражающими коллегами — знать, с кем вы имеете дело

Inc.
Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях

Редакторы Psychologies рассказывают о своих любимых экранных педагогах

Psychologies
10 фактов о художнице поколения 1970-х Наталье Нестеровой 10 фактов о художнице поколения 1970-х Наталье Нестеровой

Наталья Нестерова — яркая советская художница

СНОБ
Открыть в приложении