Террор, пришедший с холодом
«Метод "Джакарта"»: как США воспользовались индонезийской резней
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга американского журналиста Винсента Бевинса «Метод "Джакарта"» — документальный геополитический триллер, заставляющий пересмотреть привычную картину Холодной войны.
На протяжении 2010-х Винсент Бевинс работал корреспондентом Los Angeles Times в Бразилии и The Washington Post в Индонезии. Путешествуя по Южной Америке и Восточной Азии, он открыл для себя огромный пласт истории стран третьего мира — пласт не то чтобы совсем неизвестный людям западной культуры, но присутствующий глубоко на периферии их политического сознания.
Здесь важно само понятие «третий мир». Мы привыкли слышать его в несколько уничижительном контексте: неразвитые страны, глобальная провинция. В 1950-х, когда этот термин только появился, все было практически наоборот. Для молодых политиков и теоретиков Азии, Африки и Южной Америки объединенный «третий мир» означал идею будущего — возможности полноценного самоуправления и вхождения в большую историю для бывших европейских колоний, выхода из сферы влияния как «первого», капиталистического, так и «второго», социалистического, миров. Многие из его идеологов были умеренными социалистами, другие — умеренными националистами; одно не исключало другого. Точкой рождения этого движения стала Бандунгская конференция, прошедшая в 1955 году на острове Ява в Индонезии. В следующие три десятилетия движение было, по сути, уничтожено — и важнейшую роль в его уничтожении сыграли Соединенные Штаты Америки.
Самым значительным эпизодом здесь была, как можно догадаться по названию книги, индонезийская резня 1965 года. В 1950-х и 1960-х бывшая голландская колония под управлением президента Сукарно стала важнейшим участником мировой политики, лидером «движения неприсоединения» — то есть неучастия в Холодной войне ни на одной из сторон. Сукарно ловко лавировал между правыми и левыми и иногда проводил умеренные социальные реформы (в частности, пытаясь ограничить влияние американских нефтяных компаний, пришедших на архипелаг после ухода голландцев). Коммунисты, однако, представляли в стране довольно ощутимую силу: индонезийская компартия была третьей по величине в мире (после советской и китайской). Баланс держался до середины 1960-х, пока не разразился кризис.