Секс, мысль и видео
Борьба скрытого с очевидным на выставке «Интимность: от спальни до социальных сетей»
В парижском Musee des Arts Decoratifs открылась выставка, посвященная интимности и как концепту, и как системе социокультурных норм на протяжении как минимум четырех веков — от XVIII до XXI, от Просвещения до пост...— что там у нас сегодня. И это еще один блокбастер MAD в череде таких же, сделанных на беспроигрышно зрелищном материале.
Только за последние два года мы видели тут выставку про моду и спорт, выставку про волосы и выставку про 1980-е (все добросовестно для вас описали) — и они были сделаны с разной степенью концептуализации (или разной степенью иллюстративности). Так, наиболее концептуально выстроенной и цельной была выставка про 1980-е, а выставка про волосы была наиболее иллюстративной, без всяких особых концепций, и самой хаотичной. Вообще, именно баланс между эстетикой и идеологией и определяет выставочную деятельность MAD последнего времени. Тут вроде бы сразу напрашивается вывод: чем концептуальней, тем стройней и лучше, но в выставочной реальности не все оказывается так просто. И нынешняя «Интимность» тому отличное подтверждение.
Материал, который подтягивается к этой теме и всему, что она предполагает — спальня, ванная комната, гигиена, секс, в конце концов,— сам по себе такой эффектный и дело это такое верное, что, в принципе, можно даже и не напрягаться, все равно публика придет (в Париже, впрочем, публика вообще ходит на все) и все равно будет шум вокруг. Авторы выставки в лице куратора, историка дизайна и архитектуры Фульвио Ираче и сценографа-архитектора Итало Роты хорошо это понимают — и самым лобовым образом оформляют вход на выставку в виде гигантской замочной скважины, в которую нам как бы предлагают заглянуть.
С другой стороны, тема эта связана с тем спектром современной общественной риторики — (псевдо)неприкосновенность частной жизни, вмешательство в эту частную жизнь всех, от государства до корпораций social media (и встреча их как раз в пространстве нашей частной жизни), манипуляции с личными данными, системы распознавания и т. д.,— который сейчас заметно политизирован. Сделать выставку на тему интимности в большой музейной институции и обойти все это молчанием вряд ли возможно. Как авторы выставки решают эту задачу?