Полифония русского импрессионизма складывалась из множества голосов

WeekendКультура

Саратовская аномалия

Александр Савинов в Музее русского импрессионизма

Текст: Анна Толстова

Александр Савинов. «Берег Волги», 1903

В Музее русского импрессионизма открывается выставка Александра Савинова (1881–1942): искусство художника, известного главным образом специалистам, представлено в контексте саратовской школы. Вряд ли можно назвать это заявкой на деколониальное переосмысление истории русского искусства, но на примере Савинова и других саратовцев несложно показать, что общерусская полифония складывалась из множества региональных голосов.

Саратовцы были первыми, кому удалось пробить брешь в монолитной конструкции «русская школа», если и признававшей какие-то региональные различия, так разве что между обеими столицами,— и то тут понадобились мирискусники, взявшиеся культивировать свою особую, исключительную «петербургскость». Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Кузьма Петров-Водкин, Александр Матвеев, Алексей Карев, Александр Савинов — основоположники саратовской школы никаких программных деклараций и манифестов «саратовства» не оставили, но совершенно очевидно, что они собираются в какую-то загадочную, крепко спаянную общность. Вроде бы по возрасту выпадает Борисов-Мусатов — между ним и остальными проходит поколенческий разлом, он старше прочих на восемь-десять лет, но по большому счету это ровесники, родившиеся в последнее десятилетие царствования Александра II. Дети эпохи царя-освободителя: среди них, новой культурной элиты дворянского города Саратова, не было никого из дворянского сословия, все — либо из крестьян, недавних крепостных, либо из купцов и мелких служащих. Вроде бы — как скульптор в сообществе живописцев — выпадет Матвеев. Но в скульптуре Матвеева парадоксальным образом обнаруживаются все достоинства саратовской живописи — пейзажность, парковость, прозрачная тишина прудов и аллей, за которыми мерещится и характерная сине-зеленая гамма, и гобеленность, что бы это ни значило в пластике.

Александр Савинов. «Автопортрет», 1902
Александр Савинов. «В саду», 1906

Да, саратовцев узнаешь по форме — по изумрудно-аметистовым колоритам, по особым отношениям с плоскостью и перспективой, по огромному декоративному таланту, готовому реализоваться в монументальном и театральном искусстве, то есть таланту, созвучному эпохе символизма и модерна. Есть соблазн объяснять эту общность с позиций эссенциалистских — какой-то саратовской природно-географической аномалией, благо литературно одаренный Петров-Водкин приложил немало усилий к тому, чтобы мы уверились в неевклидовой природе Хвалынских холмов. Судя по воспоминаниям учеников, Савинов тоже полагал, что феномен саратовской школы связан с духом места, и его тоже завораживал рельеф саратовских оврагов. Куда более прозаическое объяснение лежит в институциональной плоскости: бурная театральная жизнь, Радищевский музей, саратовское Общество любителей изящных искусств, Боголюбовское рисовальное училище. Впрочем, училища возникли в те же годы и в Пензе, и в Казани, но казанская банда фешинских учеников, прямых и воображаемых, заявит о себе много позже. Конечно, может быть, Василий Коновалов и Гектор Сальвини-Баракки, учителя саратовской плеяды, были преподавателями от бога. Но скорее виноват Радищевский музей — еще Игорь Грабарь заметил: «... там, где есть хороший местный музей, как-то незаметно складывается свой художественный круг, выдвигающий иногда художников первоклассного всероссийского значения». Не просто «хороший» — музей, созданный художником, Алексеем Боголюбовым, у которого любовь к батальному жанру мирно уживалась с любовью к Парижу

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это не джентльмены Это не джентльмены

Выходит сериал «Гангстерленд», где первые эпизоды снял Гай Ритчи

Weekend
На египетской картине нашли библейский синий На египетской картине нашли библейский синий

Из чего древние египтяне делали редкую краску — библейский синий

N+1
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Роботы против дефицита Роботы против дефицита

Роботизация помогает бизнесу, но требует новых специалистов

Ведомости
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна

Почему ни одна из гипотез не может объяснить, как на самом деле «родилась» Луна

Maxim
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Женщина с иммуносупрессией заразилась кошачьей бактерией Женщина с иммуносупрессией заразилась кошачьей бактерией

Врачи сообщили о редком случае инфекции, вызванной бактерией Mycoplasma arginini

N+1
Грудное молоко помешало бактерии вызвать воспаление в кишечнике новорожденного Грудное молоко помешало бактерии вызвать воспаление в кишечнике новорожденного

Как материнское грудное молоко защает ребенка от дисбиоза и воспаления кишечника

N+1
Газ, вода и стальные трубы Газ, вода и стальные трубы

Как российский рынок выпуска ТБД исчерпал текущий потенциал

Монокль
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

Постараемся разобраться в правовой основе требований для налогоплательщиков

Ведомости
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Открыть в приложении