«Начало всех пороков и венец всех добродетелей»
Как Аристотель, Малевич, Кафка и другие оправдывали лень
20 августа отмечается Всемирный день лени, учрежденный в 1984 году в последний день Фестиваля промышленности, торговли и культуры в Колумбии и постепенно получивший международное признание. Присоединяемся к празднованию и рассказываем, как отстаивали право человека ничего не делать философы и писатели.
Аристотель: ничегонеделание — признак величия
Само слово «лень» Аристотель не использовал, но в его трудах есть рассуждения о близком понятии — праздности. В «Никомаховой этике», посвященной порокам и добродетелям человека, к последним он причисляет «великолепие» и так описывает людей, наделенных им: «Величавых часто считают гордецами. Они равнодушны к ценностям толпы, не суетливы, даже праздны. Однако же они деятельны в великих и славных делах, каковые, естественно, не каждый день случаются. Великое — большая редкость, поэтому величавому мало что важно. Величавый <...> празден и нетороплив». Аристотель отмечает, что достичь величия бедным трудно — позволить себе быть праздными они не могут, как не могут устраивать праздники, пиры и делать богатые подношения богам. О пользе ничегонеделания и божественном происхождении этого состояния высказывался и Платон. В диалоге «Пир» он утверждал: «Боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов празднества, даровали муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах».
Уолт Уитмен
«Когда я бывал в мечтательном и задумчивом настроении, я иногда занимал себя придумыванием нации бездельников. Только подумайте! Целое королевство бездельников! Как сладко это звучит! Покой, тишина, жареная утка, бездельник. Какие спокойные и мягкие слова для наших раздраженных ушных перепонок»
Фридрих Шиллер
«Лень — это единственный чудесный осколок богоподобного существования, который остался человеку от рая»
Сэмюэл Джонсон: ничегонеделание — не порок
Христианская этика лень порицала и считала пороком, так что после античности к позитивному отношению к лени и праздности культура вернулась только в середине XVIII века. Отдельные защитники лени встречались и до этого — одним из них был, например, Монтень,— но подлинный переворот в отношении к праздности совершил последователь Монтеня Руссо, описавший концепцию естественного человека. И все же самым последовательным апологетом лени стал английский литературный критик и специалист по Шекспиру Сэмюэл Джонсон. В 1758 году в еженедельнике The Universal Chronicle он начал вести колонку «Бездельник», посвященную проблемам праздности, лени и безделья. В течение двух лет он делал все, чтобы убедить своих читателей, что бессмысленный труд ничем не лучше осмысленной лени. Одна мать, писал он, так боится безделья своих дочерей, что заставляет их беспрестанно вышивать, и весь их дом завален вышивками, члены семьи лавочника, изображая деятельность, целый день суетятся вокруг него и мешают этим ему работать, да что там — даже войны развязываются ради того, чтобы хоть чем-то занять солдат. Самую искреннюю похвалу праздности Джонсон вознес в эссе «Сокрытие безделья», горячо осудив тех, кто пытается скрыть свою праздность под маской энергичной деятельности: «Праздностью можно наслаждаться без ущерба другим, а потому ее не остерегаются как мошенничества, которое ставит под угрозу личное имущество, или как гордыни, которая по природе своей ищет удовлетворения в принижении другого. Праздность — тихое и мирное качество: оно не возбуждает ни зависти — хвастовством, ни ненависти — противостоянием, а потому никто не удосуживается ограничивать или преследовать ее».
Франц Кафка
«Праздность — начало всех пороков и венец всех добродетелей»