Судьба человека
25 сентября Сергею Федоровичу Бондарчуку исполнилось бы сто лет. По этому случаю журналисты Антон Желнов и Денис Катаев сняли о режиссере-монументе документальный фильм и рассказали о том, как он был героем «Татлера», когда «Татлера» в помине не было.
На съемках фильма «Дядя Ваня» случилось недопонимание — между Бондарчуком, который играл доктора Астрова, и режиссером Андреем Кончаловским. Об этом нам рассказал сам Кончаловский. Режиссеру требовался опустившийся человек, алкоголик — как Астров выписан у Чехова. А Бондарчук выглядел аристократом и франтом. Дело в том, что Сергей Федорович принципиально хотел сниматься в костюме, очень пижонском, который он привез из Италии. Ну такой каприз, если угодно.
Наверно, имел право на каприз. Это уже 1970 год, Бондарчук, по сути, мировая звезда, у него «Оскар» за «Войну и мир». Он свой человек на Голливудских холмах и в домах европейских режиссеров.
Надо сказать, пока мы делали фильм, у нас произошла очень сильная метаморфоза в отношении Бондарчука. Ну кем он был для нас, как и для всех наших людей? В первую очередь типичным советским мастодонтом, лауреатом Сталинской, Ленинской и всевозможных других премий, автором эпохальной «Войны и мира», которую мы все смотрели в детстве и уже позабыли. То есть мраморный барельеф, а не человек. И этот миф было интересно деконструировать, посмотреть на Бондарчука со стороны, на человека, который легко проникал сквозь «железный занавес» и обратно. Был своего рода Гагариным нашего кино. Выяснить, как его воспринимали современники и в какой момент он стал международной звездой. Нам важно показать его режиссером в контексте не столько советского, сколько мирового кино, где есть Орсон Уэллс и Фрэнсис Форд Коппола, с которыми он был, кстати, хорошо знаком, а Уэллс сыграл Людовика XVIII в «Ватерлоо».
Сделать фильм нам предложил Федор Бондарчук. Столетие — это формальный повод, нам прежде всего интересен сам герой. Федор стал продюсером. Впрочем, он дал нам полную свободу. И конечно, он же — один из главных спикеров в фильме.
Наверно, первым моментом, когда мы дружно сказали «вау», была официальная переписка, найденная в архивах. Грегори Пек, возглавлявший тогда Американскую киноакадемию, писал главе «Мосфильма» Александру Сурину и спрашивал, кто будет от съемочной группы на церемонии «Оскара». Бондарчук лететь не мог, потому что в этот момент снимал «Ватерлоо». «Мосфильм» раздумывал долго. Академия уже нервничала: кто будет от СССР? Наконец, решили отправить Людмилу Савельеву, которая сыграла Наташу Ростову и в тот момент была в Аргентине, где представляла «Войну и мир». И Савельева прилетела, блистала на церемонии и на «бриллиантовом» балу после нее.
То есть да, холодная война, «страшный дядя Сэм», но при этом идет такая незаметная закулисная киножизнь, обмен письмами, сам Грегори Пек волнуется, кто же будет от СССР. Простые советские люди об этом, конечно, ничего не знали. Как вряд ли знали о том, насколько грандиозной была премьера «Войны и мира» в Голливуде. Сам Бондарчук там не присутствовал, но это был первый случай, когда из проката по всей стране сделали настоящий ивент, об этом рассказывает один из наших героев. Весь персонал кинотеатра Beverly Hills Music Theater нарядился в русские костюмы начала XIX века: гусаров, аристократов, светских красавиц. Это был маскарад. Событие продолжалось два дня, за это время картину посмотрели многие знаменитости. Например, на сеансах были замечены Фред Астер, Джоан Вудворд, Микки Руни, а Джули Кристи и вовсе пришла туда на свидание со своим тогдашним бойфрендом Уорреном Битти.