Чего я не знала, начиная бизнес: Ольга Зиновьева, Elementaree
Идея создать конструктор еды появилась у Ольги Зиновьевой от большой нелюбви к чистке картошки. Тех, кто готов заплатить за доставку уже готовых ингредиентов, оказалось немало. В прошлом году выручка компании Elementaree превысила 400 млн руб., а весной 2020 года, во время всеобщей самоизоляции, охват бизнеса вырос почти в три раза. Сегодня сервис развозит более 100 тыс. заказов в неделю по адресам в Москве и Санкт-Петербурге (в будущем к этим городам должны прибавиться Екатеринбург, Казань и Новосибирск). За 6 лет работы Elementaree её основательница совершила много ошибок и пришла к неожиданным, а порой и парадоксальным выводам. Вот некоторые из них.
IМожно обойтись и без партнёров
Мне было страшно запускать проект в одиночку. Казалось, что так точно ничего не выйдет. Поэтому я начинала с партнёром — это был Силард Букша, с которым у нас было много разногласий.
Через год нам пришлось расстаться. Мой партнёр оказался не готов к зашкаливающему уровню риска, постоянной неясности и стрессу — ему было комфортнее заниматься чем-то стабильным. Поэтому он вернулся в McKinsey.
После нашего расставания с Силардом оказалось, что без него всё получается не хуже, а во многом и лучше. Один человек тоже может собрать вокруг себя хорошую команду, и эта команда будет «тащить» гораздо круче любого сооснователя.
IIЧрезмерная экономия только вредит
Поначалу я старалась максимально аккуратно расходовать инвестированные деньги и тратить как можно меньше. Сама развозила заказы по адресам, морковку чистила на кухне.
Но практика показала, что это неэффективно. Такая экономия невозможна на постоянной основе — она не ведёт к увеличению прибыли. Стоимость моего времени намного выше, и я могу его тратить с большей выгодой для бизнеса.
Поэтому, если у вас есть деньги на сотрудников, которые закроют важные функции, — нанимайте! Исполнительские задачи лучше делегировать специалистам, а самим — фокусироваться на том, куда и как развивать свой бизнес.
IIIМаркетинг не работает, пока нет доверия к бренду
Мы научились делать эффективные маркетинговые акции не сразу. Ошибок было много. Я нанимала и увольняла директоров по маркетингу, мы меняли подходы и каналы коммуникации, а связь с клиентами всё равно не налаживалась. Причина была простая — мы не могли выстроить доверие к своему проекту.