Авангард с огоньком
Игорь Гулин об успешной попытке по-новому осветить раннесоветскую культуру
В Музее Москвы открылась выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» — масштабный проект, посвященный истории советского электричества от промышленности до поэзии.
Нам сложно почувствовать, какое значение имело электричество для раннесоветской истории и культуры. Оно кажется чересчур обыденной вещью. Все, что осталось в массовом сознании от эпохи электрификации, выглядит в лучшем случае чарующей странностью — как вдохновенные рассказы Андрея Платонова или романтическое здание московского Электрозавода, в худшем — просто курьезом, как знаменитая ленинская реплика «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Фраза эта превратилась в соц-артистский мем, бессмысленный набор слов. В момент произнесения она звучала как визионерский лозунг — по-настоящему революционная идея преобразования страны.
Принятый 100 лет назад план ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России) во многом следовал дореволюционным проектам, но именно в нем электричество из простого средства индустриализации превратилось в символ творения нового мира. В 1921 году для большей части жителей бывшей Российской Империи советская власть, только что одержавшая победу в Гражданской войне, была совершенно абстрактной идеей, завезенной комиссарами из больших городов вместе с определенными свободами и изрядным насилием. Электрическая энергия делала ее зримой в самом буквальном смысле. Она приносила свет (в 1920 году, после визита Ленина на построенную силами крестьян электростанцию в селе Кашино, родилось еще одно агитклише — «лампочка Ильича»), она обещала освобождение труда через новые машины; сети ЛЭП связывали страну лучше любых указов. Электрификация была той вещью, что делала абстракцию советской власти физически ощутимой. Это со свойственным ему философическим жаром выразил Платонов: «Электрификация есть осуществление коммунизма в материи — в камне, металле и огне».