Выход за границы: как «Яндекс» расширяет борьбу с реальностью
25 ноября «Яндекс» представил на своей ежегодной конференции YaC, которая в этом году прошла в виде фильма, свои продукты и сервисы — умную колонку «Станция.Макс», доставку по клику и возможность заказывать еду в автомобиль на заправках. Издатель ИД «Открытые системы» Денис Самсонов рассказывает в колонке для Forbes, как новое поколение менеджеров «Яндекса» трансформирует реальность, а реальность сопротивляется
Самое интересное из конференции «Яндекса» YaC 2020 — новая команда руководителей компании. Мы не увидели в кадре основателя компании Аркадия Воложа, не увидели директора по маркетингу Андрея Себранта. 38-летний управляющий директор группы Тигран Худавердян — самый возрастной из выступавших. Компанией руководят молодые люди, новое поколение, сформировавшееся как профессионалы в цифровую эпоху, со свойственными успешным «цифровым» менеджерам подходами к ведению бизнеса. «Мы смотрим на окружающий мир, находим неидеальность и придумываем, как эту неидеальность схлопнуть, создавая добавочную ценность», — сказал во время презентации руководитель «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко. Интересы «реальности» при этом не учитываются или учитываются не всегда. Насколько технологии «схлопывания неидеальности», которые отлично зарекомендовали себя в виртуальном пространстве, сработают в физической реальности — вопрос, от которого зависит будущее группы.
Лишние заправки
Самый спорный, интересный и лакмусовый проект братьев Артема и Романа Прудниковых — «Яндекс.Заправки». Пользователь «Заправок» оплачивает бензин, не выходя из машины. Несовершенство, с которым они борются — 50 метров, отделяющие автомобилиста на колонке от магазина с кассой. Если посмотреть на этот изъян мироздания внимательнее, окажется, что «несовершенством» является сам бизнес владельцев бензоколонок.
Сети заправок сделали все от них зависящее, чтобы водители пятьдесят метров прошли. Защитили заправочные станции крышами от снега и дождя, предложили кофейни, пекарни и бесплатный интернет, поставили, на первый взгляд, почти бессмысленного человека с заправочным пистолетом. Он присмотрит, чтобы в бак было залито ровно столько, сколько нужно. Тем временем, семья автомобилиста ходит по магазину, старшие берут кофе, детям на кассе достаются жвачка и шоколадки. Попутно клиенты могут увидеть на полке и приобрести что-то еще, с хорошей маржой для продавца. Сети заправочных станций теряют возможность дифференциации и дополнительного заработка, превращаются в продавцов стандартного, низкомаржинального