«Встречаются как-то русский, немец и француз»: откуда берутся стереотипы о нациях
Этнические или национальные стереотипы – яркий феномен общественного сознания. В разных проявлениях его изучают социологи, культурологи, лингвисты и даже политологи. Сегодня мы поговорим, откуда берутся этностереотипы и попытаемся понять, почему их так сложно побороть.
Англичане обожают овсянку, все итальянцы – смуглые брюнеты, американцы едят один фастфуд… Как часто наш мозг выдает такие картинки, когда речь заходит о других нациях? И как часто, отправившись в путешествие, мы обнаруживаем, что ошибались? Внезапно оказывается, что овсянку в Англии не очень-то и любят, что на севере Италии полно блондинов, а в США – любителей здорового образа жизни. А сами мы стали жертвой банальных стереотипов.
Само слово «стереотип» в XVII придумал французский издатель и типограф Дидо, объединивший древнегреческие слова «стерео» («твердый, объемный») и «типос» («отпечаток»). Изначально этим термином называли монолитную пластину-штамм, позволявшую печатать книги большими тиражами. Современное определение «стереотип» получил в 1920-е годы, благодаря американскому журналисту и социологу Уолтеру Липпману. В своей книге «Общественное мнение» он первым исследовал природу и особенности разных стереотипов.
Но что относится к основным характеристикам стереотипов?
Стереотипы упрощают реальность
Стереотип помогает человеку охватить большой объем информации об окружающем мире, не нагружая мозг лишними деталями. Получить собирательное представление об образе типичного француза всегда проще, чем тратить силы на понимание различий между жителями севера и юга Франции.
В стереотипах есть определенный процент неправды
Мы наделяем конкретного человека усредненными качествами, которыми, как нам кажется, он обязательно должен обладать на основании принадлежности к той или иной нации. Насколько он в реальности соответствует таким характеристикам, значения не имеет. При этом стереотипы зачастую категоричны и проводят четкую границу между «своим» и «чужим».
Стереотипы никогда не рождаются из личного опыта
Стереотипные представления мы всегда перенимаем извне: от семьи, друзей или из СМИ, не особо задумываясь о том, насколько эти идеи правдивы.
Стереотипы невероятно сложно искоренить
Даже столкнувшись с опровержением стереотипа, наш мозг будет держаться за него до последнего и убеждать нас, что это единичное исключение из общего правила.
В стереотипах всегда есть место эмоциям
Эмоциональная окраска стереотипа способна меняться в зависимости от ситуации. Например, утверждение «немцы обожают порядок» может трактоваться и как «немцы – крепкие хозяйственники», и как «немцы – бессердечные солдафоны». Все зависит от текущей повестки в отношениях между нашей страной и Германией.
Национальные стереотипы подразделяют на два основных вида. Это гетеростереотипы – о «чужих» нациях, и автостереотипы – о «своем» народе. Любопытно, что и те, и другие могут быть как позитивными («мы русские - люди широкой души») так и отрицательными («что с нас нации лентяев взять»).
Может показаться, что наше представление о самих себе должно быть точнее и правдивей, чем стереотипы о других народах. Однако в реальности это не всегда так.