Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это опыт. Пусть неудачный, но опыт

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Сергей Степин. Без обид

Каждый раз после очередного провала я преодолевал себя, не просто вставал с колен, а буквально отжимался от земли. Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это всего лишь опыт. Пусть неудачный, но опыт...

Беседовала Екатерина Бойко

Фото: из архива С. Степина

Сергей, как у тульского парня появилась страсть к театру? Ваша семья никак не связана с творчеством.

— Да, я родился в семье, никак не связанной с творческими профессиями. Родители работали на заводе: мама делала самовары, папа комбайны. Хотя был один человек в нашем роду, у которого было творческое увлечение, это брат моего деда по маминой линии. Небедный человек, во владении которого находились огромные яблоневые сады и даже мельница. Но еще он занимался фотографией. Несколько карточек, датированных 1900 годами, перешли ко мне по наследству. Некоторые из них, конечно, потрепались, но там можно прочесть надписи, например: «Рады приветствовать Ваше сиятельство на нашем празднике». Он снимал свою комнату, природу, сады, деревенских баб... Вот, собственно, и все, что связывает мою семью с творчеством.

В моей биографии все началось с музыки. Я, как девяносто процентов ребят середины семидесятых, мечтал быть участником какого-нибудь ВИА. Если в компании кто-то неплохо пел, кто-то играл на гитаре, а кто-то знал аж четыре аккорда — этого было достаточно, чтобы организовать самодеятельный ансамбль. Однажды ко мне пришел друг и спросил, не хочу ли я играть на барабанах. А это же просто мечта! Но для того чтобы хотя бы дотронуться до заветных палочек, нужно было поиграть на балалайке в оркестре народных инструментов. Пошел учиться в музыкальный кружок. Если честно, балалайка не самый солидный инструмент, когда тебе кажется, что ты уже взрослый, девчонки обращают внимание. Но пришлось согласиться, потом уже были барабаны и классическая гитара. А когда у нас во Дворце пионеров открылся набор в джазовый оркестр, я впервые увидел саксофон, который меня буквально заворожил, научился играть на нем, потом на кларнете и на джазовых барабанах. Позже мы с друзьями создали ВИА с громким названием «Эхо времени».

В армии. Фото: из архива С. Степина

Ну а моя страсть к театру началась с удивительной истории. Во времена нашего детства администрация школы устраивала обязательные культмассовые мероприятия, в том числе и походы в театр. Так в седьмом классе мы попали на спектакль про декабристов — не самая молодежная история, но я был поражен до глубины души и игрой актеров, и самим действом на сцене. Пока остальные дети носились по фойе и бежали в буфет за пирожками, я, переборов свою природную стеснительность, нашел режиссера Владимира Александровича Богатырева и высказав свое восхищение, попросился к нему на занятия. Тот ответил: «Прекрасно. Но ты еще слишком молод, приходи на следующий год». В следующем году я действительно поступил в его студию при театре. К сожалению, спустя четыре занятия наш педагог решился на переезд из Тулы, а студию закрыли. Тем не менее я успел одной рукой прикоснуться к актерству и узнал некоторые закулисные технические моменты. Понял, что значит учить текст, что нужно оставаться в форме и что бы ни произошло, артист должен выйти на сцену, хотя мне так и не довелось туда ступить. Спустя тридцать лет я нашел Владимира Александровича в РАМТе. Конечно, он меня не вспомнил, хотя про нашу студию не забыл. В любом случае, я поблагодарил этого человека, который оказался спичкой, зажегшей в моем сердце любовь к театру.

Уже к концу девятого класса я точно знал, что в моей жизни есть два пути: музыка или театр. Кстати, учился я средне, но набирал баллы за счет артистизма. Мне нравилось учить литературные произведения и стихи. Иногда учительница по нескольку раз просила продекламировать какое-то стихотворение, заканчивалось все аплодисментами. Любой предмет можно рассказать, если ты делаешь это уверенно и с выражением. Помню, на экзамене по английскому мне достался билет с вопросом про какой-то пленум КПСС и продовольственную программу. Как открыл его, за голову схватился, думаю: «Господи, как же я это отвечать буду?» К счастью, нам разрешали передать мысль любыми словами, без зубрежки. Я рассказывал, ничего толком не понимая, но с таким артистизмом, что ответил на отлично. Параллельно с учебой в школе играл в оркестре. Мы давали небольшие концерты, работали на танцах и немного зарабатывали. У нас был замечательный вокалист и очень красивый парень Андрей, с длинными черными волосами, спадающими с плеч. Я со своим носом не очень вписывался в эту идиллию красоты. Конечно, были и девчонки, мы дружили, но в то время нам гораздо интереснее было говорить о работе, о музыке. Я как-то не очень женихался, к тому же был стеснительным.

— Чем занялись после окончания школы и как попали на театральную сцену?

— У меня оставалась пара месяцев до армии, так что сначала пошел работать на завод, где трудилась мама, делал самовары. Потом началась служба в Казахстане. Очень хорошо помню, как уже ближе к дембелю стоял на посту. Была холодная зима, и я, кутаясь в воротник шинели, впервые задался вопросом, что делать дальше. Можно, конечно, продолжить музыкальную карьеру. Но у нас профессиональным потолком было выступать в ресторане и хорошо этим зарабатывать, тем более что игра на гитаре приносила мне удовольствие. Ну а дальше-то что? Меня этот вопрос очень смутил. Второй вариант — не отказываться от своей мечты покорить театральную сцену. Театру можно посвятить всю жизнь. И как-то очень легко я выбрал второй путь, после этого все завертелось... Вернувшись из армии, отправился искать работу в театрах. Просто подходил к руководству и говорил: «Здравствуйте! Я хочу работать у вас, кем угодно». В Театре драмы для меня места не нашлось, а вот в Тульский ТЮЗ приняли... осветителем. Там же звуковиком работал мой приятель Валера Сальков. Вместе мы записались в театральную студию и настолько втянулись в это дело, что каждую свободную минуту проводили там. Причем мы не только репетировали и выходили на сцену, но и своими руками собирали, разбирали и красили декорации, шили одежду, мастерили реквизит. Поэтому до сих пор мне несложно помочь монтировщикам с декорацией или привести в порядок и сложить свой костюм. В студии за нас это было делать некому, ты сам отвечаешь за свой реквизит. Параллельно я продолжал играть в оркестре. Старался везде успевать, пока меня не поставили перед выбором. На тот момент мы уже делали спектакли и выходили на сцену. Однажды руководители оркестра мне сообщают, что послезавтра концерт, нужно репетировать с группой. Говорю: «Вы извините, но сегодня у меня спектакль и я должен уйти пораньше». В итоге они запирают нас в репетиционном зале, а сами уходят. Ключа нет, но я понимаю, что мне нужно любыми путями выбраться отсюда. Поэтому вылез через форточку и сбежал. Было не страшно, что отругают, даже что выгонят. Главное — успеть в театр. Для меня пропустить спектакль было верхом неуважения к искусству. Потом пожурили, но ничего страшного не произошло. В конце концов все поняли, что я пойду по актерской дороге. Педагоги нашли в себе силы это принять и больше мне никогда не препятствовали.

Фонд Сергея Безрукова . Спектакль «Казанова. Ars Vivendi». С Сергеем Безруковым. Фото: Екатерина Цветкова/Photoxpress.ru

К моменту поступления я уже был достаточно известным артистом в Туле, играл в «Ромео и Джульетте», на спектакль «Сирано де Бержерак» вообще билетов было не достать. Дело, конечно, не во мне, у нас в студии был прекрасный мастер, режиссер и актер Александр Константинович Белов. Я до сих пор пытаюсь осмыслить его методы работы. Представьте, мы репетируем спектакль, ни о каких вахтерах тогда не было и речи, вдруг открываются двери и заходят ребята-металлисты, в цепях, накрашенные:

— Ну, че тут у вас, театр, что ль?

Мы в шоке и уже готовы броситься в драку, выкидывать их, но Белов поворачивается и говорит:

— Да, театр. Садитесь, ребята... А вы продолжайте работать. Репетируем!

Те посидели и ушли, на следующий день опять приходят, потом еще через день. И вы знаете, с каждым приходом их прически становились все человечнее и человечнее. Через три месяца наши металлисты вышли на сцену со шпагами. Нам потребовалась массовка, и они с удовольствием принялись постигать азы фехтования. Потом им доверили говорить пару слов, и они даже фразу «Здравствуйте, проходите» репетировали со всей ответственностью, стоя за кулисами. Вот так наш мастер совершил чудо, изменив уличных хулиганов. Театр — это волшебство.

— Театральная студия — это хорошо, но как же образование?

— Моя история с поступлением в театральные вузы длилась лет пять. Чтобы не терять времени, поступил в Тульское культпросвет училище. Ну а во время вступительных экзаменов сначала атаковал московские институты, так как там просмотры начинались раньше, потом ездил в другие города. Максимум доходил до второго тура. Сейчас я, конечно, понимаю, что выбрал для поступления очень странную программу, с которой обычно выпускаются из театрального института: читал шекспировского Гамлета и финальный монолог Сирано... Тогда мне это казалось сильным, а на самом деле в студенчестве даже прикасаться к таким произведениям не стоит. Ну нет у двадцатилетнего парня ни опыта, ни жизненного груза. Поступать нужно с басней. Но проблема моя заключалась не только в репертуаре. В школе кроме всего прочего я занимался боксом, бегом, тяжелой атлетикой и классической борьбой. Как результат — искривление перегородки носа. Когда в очередной раз слетел со второго тура театрального института в Нижнем Новгороде, после экзамена нашел педагога и спросил, в чем же дело, та ответила: «Понимаете, Сергей, вы слишком сильно говорите в нос». Конечно, были слезы и разочарование. У меня не было плана на будущее, я даже не допускал мысли, что что-то может не получиться. Приехав в Тулу и понимая, что мой срок для поступления подходит к концу, пошел в больницу. Там объявили: «Вам нужна операция на нос. Но зачем? Миллионы людей живут с этим». Я настоял на хирургическом вмешательстве. Как сейчас помню, вкололи обезболивающее, причем я все слышал, вплоть до хруста хрящей, а врач стоит надо мной, ломает мой нос и приговаривает: «Все же нормально было! Вот зачем тебе это нужно?» Всю операцию причитал. Отходил я очень тяжело, понимал, что операция — это половина дела, нужно больше заниматься. Как раз в это время в Тулу приехал Саратовский кукольный театр. Я подружился с одним из актеров — Алексеем Журавлевым. Однажды он сказал: «Ребята, а приезжайте к нам поступать на театральный факультет». Я задумался: ведь на самом деле из этого учебного заведения вышло много звезд — Владимир Конкин, Олег Янковский... Решение было принято мгновенно — ехать! Мне на момент поступления было двадцать три года, можно сказать, влетел в последний вагон. Так многолетние попытки и мытарства наконец увенчались успехом. А ведь каждый раз после очередного провала я преодолевал себя, не просто вставал с колен, а буквально отжимался от земли. Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это всего лишь опыт. Пусть неудачный, но опыт... И с каждым годом мне все больше требовалось сил, чтобы избавиться от страха перед экзаменом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валентина Титова. Понять и простить Валентина Титова. Понять и простить

Любовь — это служение, обожание, долг, долги плачу

Коллекция. Караван историй
Развод на диване Развод на диване

Что делать, если обманули в интернет-магазине

Лиза
Ирина Померанцева. Песни молодости Ирина Померанцева. Песни молодости

Леонид Борткевич — сладкоголосый Орфей, который сводил с ума женщин СССР

Коллекция. Караван историй
Как выбрать идеальный ноутбук: от офисных до геймерских Как выбрать идеальный ноутбук: от офисных до геймерских

Правильный ноутбук выполняет все пожелания пользователя

CHIP
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Самые популярные «китайцы». Что выпускает Haval на заводе под Тулой Самые популярные «китайцы». Что выпускает Haval на заводе под Тулой

Haval — самая востребованная марка из КНР в России

РБК
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
История парня из России, который в 30 лет сделал фаллопротезирование и начал жизнь с нуля История парня из России, который в 30 лет сделал фаллопротезирование и начал жизнь с нуля

Через что продится пройти, чтобы вернуть себе здоровую сексуальную жизнь

Playboy
Нина Дворжецкая и Алексей Колган: Нина Дворжецкая и Алексей Колган:

Нина Дворжецкая и Алексей Колган — о своей семье, детях и любви

Караван историй
Всё, что нужно знать о Скорпионах: черты характера, совместимость и их секреты Всё, что нужно знать о Скорпионах: черты характера, совместимость и их секреты

Скорпионы часто оказываются в списках самых неприятных и сложных знаков зодиака

Cosmopolitan
Приказано: выжить Приказано: выжить

«Все плохо» – такими бывают ощущения родителей и их детей на пике пубертата

Psychologies
Полезен и для сердца, и для кишечника! 7 преимуществ авокадо Полезен и для сердца, и для кишечника! 7 преимуществ авокадо

Питательное, универсальное и вкусное авокадо: в чем его секрет?

Cosmopolitan
Альцгеймер и другие Альцгеймер и другие

Заметив деменцию у пожилых родителей, дети понимают: семье предстоят перемены

Psychologies
Весь Бэтмен в 50 фактах Весь Бэтмен в 50 фактах

Краткая история супергероя с привилегиями

Weekend
30 способов перезапустить свое тело 30 способов перезапустить свое тело

Полное руководство по тому, как выжать максимум из человеческого организма

kiozk originals
Как открыть стиральную машину, если дверца заблокирована: 8 способов Как открыть стиральную машину, если дверца заблокирована: 8 способов

Что делать, если дверца машинки осталась закрыта?

CHIP
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Экспаты, иммигранты, вагабунды и праздные гуляки: 5 психотипов тех, кто уезжает из страны на зимовку и не только Экспаты, иммигранты, вагабунды и праздные гуляки: 5 психотипов тех, кто уезжает из страны на зимовку и не только

Почему появляется синдром выгорания путешественника (travel fatigue)

Playboy
8 интересных фактов о Дне сурка 8 интересных фактов о Дне сурка

Почему мы придаём такое большое значение Дню сурка?

Популярная механика
Физики разобрались с динамикой коллективного взаимодействия атомов с одним фотоном Физики разобрались с динамикой коллективного взаимодействия атомов с одним фотоном

Физики экспериментально исследовали динамику коллективного поглощения

N+1
Костюм плохо сидит: как выбрать его правильно — все нюансы от фасона до ткани Костюм плохо сидит: как выбрать его правильно — все нюансы от фасона до ткани

Технолог по тканям поделилась секретами выбора стильного брючного костюма

Cosmopolitan
Мария Эйсмонт: да, нет, знаю: «Я никогда не могла смотреть, как издеваются над слабым» Мария Эйсмонт: да, нет, знаю: «Я никогда не могла смотреть, как издеваются над слабым»

Мария Эйсмонт просто живет настоящим. Каким бы сложным оно ни было

Glamour
«Скорость мысли. Грандиозное путешествие сквозь мозг  за 2,1 секунды» «Скорость мысли. Грандиозное путешествие сквозь мозг  за 2,1 секунды»

Книга «Скорость мысли. Грандиозное путешествие сквозь мозг за 2,1 секунды»

N+1
Герой не супер Герой не супер

Джош Хартнетт в фильме «Операция «Фортуна» и сериале «Индекс страха»

GQ
Лучшая добавка к еде: 11 доказанных полезных свойств чеснока для здоровья Лучшая добавка к еде: 11 доказанных полезных свойств чеснока для здоровья

Разбираем самые известные полезные свойства чеснока

Cosmopolitan
Елена Безсудова: «Все хорошо, мам». Истории о поколении 1990-х Елена Безсудова: «Все хорошо, мам». Истории о поколении 1990-х

Рассказ Елены Безсудовой из сборника «Все хорошо, мам»

СНОБ
На Алтае нашли пещеру с каменными орудиями денисовского облика На Алтае нашли пещеру с каменными орудиями денисовского облика

Археологи провели раскопки Козьей пещеры

N+1
Почему рэпершу и россиянина подозревают в крупнейшей атаке на криптобиржу Почему рэпершу и россиянина подозревают в крупнейшей атаке на криптобиржу

Он изображал успешного инвестора, она называла себя рэпером и экономистом

Forbes
5 сложных браков и 4 громких развода любимца Голливуда Кэри Гранта 5 сложных браков и 4 громких развода любимца Голливуда Кэри Гранта

В кадре Кэри Грант играл в любовь, а за кадром вел сложную личную жизнь

Cosmopolitan
Славься Джейк Славься Джейк

Джейк Джилленхол – один из главных голливудских актеров

Esquire
Открыть в приложении