Все оттенки серого: на что идут продавцы в борьбе за покупателей на маркетплейсах
В 2020–2021 годах число заказов на маркетплейсах росло рекордными темпами. Вместе с тем усиливалась и конкуренция между продавцами. Чтобы выжить, многие из них стали использовать серые и черные схемы продвижения. Помимо ценового демпинга и покупных отзывов, сегодня на маркетплейсах процветают самовыкупы, «грязное» SEO, воровство фото- и видеоконтента, рассказывает сооснователь и гендиректор облачного сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев. Чем чреваты такие схемы?
В последние два года рынок маркетплейсов в России наращивает обороты с невероятной скоростью. В 2020 году товарные агрегаторы росли почти в два раза быстрее всего рынка онлайн-торговли, а суммарный оборот основных маркетплейсов увеличился на 108%. В 2021 году онлайн-гипермаркеты продолжили завоевывать отечественный рынок: темпы роста по количеству заказов оказались рекордными за все время существования электронной торговли.
По сути, сегодня маркетплейсы — это огромный рынок с немыслимой конкуренцией, победить в которой мечтает каждый предприниматель. Ради увеличения продаж многие селлеры готовы использовать серые и даже откровенно черные схемы. Но часто они оказываются в ловушках собственных маневров и несут убытки.
Три дня на победу
Сейчас к Wildberries, по его собственным данным, приходит порядка 1000 новых поставщиков каждый день. На первый взгляд здесь все равны: успешно конкурировать на маркетплейсах могут студент из небольшого города; владелец собственного бренда, который 10 лет работает со всеми сетями; поставщик товаров из Китая; матерый продавец и абсолютный новичок в продажах. Но, по факту, далеко не всем селлерам удается заработать. По нашим наблюдениям, лишь 20–30% компаний на маркетплейсах реально получают прибыль. Остальные торгуют в ноль, а то и несут убытки.
Для успешного старта на маркетплейсе нужно качественно оформлять карточки товаров, не экономить на фото и видео, подробно и грамотно описывать преимущества товара и бренда, поддерживать максимально полный и востребованный ассортимент, оперативно реагировать на отзывы покупателей и оценки (особенно, негативные), участвовать во всех акциях, которые инициирует маркетплейс, и пользоваться возможностями платформы для продвижения товаров: баннеры, выдача в поиске, реклама в соцсетях и другое.
Эти способы можно условно назвать «белыми». Но они не всегда срабатывают. Если ваш товар новый, и о нем никто не знает — его просто не будут покупать из-за отсутствия доверия. Скорее всего, покупатель его даже не увидит. Новая товарная карточка чаще всего оказывается в самом конце выдачи.
Чтобы уравнять шансы начинающих и уже опытных селлеров, некоторые маркетплейсы дают новичкам фору. Wildberries, например, гарантирует максимальное количество показов товара в первые три–четыре дня после размещения. Ozon размещает новые карточки в середине поисковой выдачи, используя собственные алгоритмы. Но если за три дня ваш товар не вырвется в лидеры, то затеряется в общей массе конкурирующих позиций.