Накопительный компонент пенсии: история и перспективы
Человек, который по возрасту или по инвалидности утрачивал способность к труду, на протяжении большей части истории мог полагаться либо на помощь родных и близких (а также общины или благотворительных организаций), либо на собственные накопления. Однако в разных странах в разные эпохи возникали и подобия пенсионных систем для отдельных категорий работников — военнослужащих, священников, чиновников и т. п.
Распределять, сколько хватит
С конца XIX века в развитых странах стали появляться массовые пенсионные системы, основанные на принципе солидарности поколений (распределительные). Пенсии пожилым людям, бывшим работникам, платятся за счет взносов нынешних работников, а эти взносы формируют пенсионные права работников на будущее, когда они не смогут работать. Сейчас такие системы доминируют в мире, а обязанность уплаты взносов часто возлагается не на самого работника, а на его работодателя. Так это сделано и в России. Для администрирования пенсионной системы могут создаваться государственные структуры. У нас это Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Такие пенсионные системы хороши, пока в обществе работающих намного больше, чем пенсионеров. Но по мере старения населения (а в XX-XXI веках это общий тренд для всех развитых стран) они начинают испытывать проблемы с финансированием: если на одного пенсионера приходится все меньше работающих, то пенсии относительно снижаются. Чтобы этого избежать, приходится либо повышать пенсионные взносы (что не радует ни работников, ни бизнес), либо сокращать число пенсионеров путем повышения пенсионного возраста (что также непопулярно у населения). Еще один вариант, применяемый и в России,— дотировать пенсионную систему из общенационального бюджета, но бесконечно наращивать такие дотации невозможно.
Как оценить, достаточно ли хорош размер пенсии? Например, по коэффициенту замещения (КЗ) — отношению пенсии человека к его последней зарплате. В среднем в России в 2020 году он составлял 29,2% (средняя пенсия по старости — 14 986 руб., средняя начисленная зарплата — 51 352 руб.). Это немного, к тому же КЗ постоянно снижается в последние годы: в 2012 году он составлял 34%.
Как улучшить ситуацию
Во многих развитых странах рядом с распределительными пенсионными системами существуют системы накопительные, которые могут существенно повысить уровень обеспеченности пенсионеров. Правда, любой сознательный гражданин может и самостоятельно откладывать часть доходов, инвестировать их, а затем использовать в старости. Но при небольших доходах людям трудно заставлять себя копить, а если возникают жизненные трудности, то такие накопления легко потратить.
Поэтому создаются широкоохватные накопительные пенсионные системы, работающие по определенным правилам (они могут быть обязательными, добровольными или комбинированными). В их основе — инвестирование пенсионных взносов, уплаченных в пользу конкретного работника им самим или его работодателем. Деньги копятся в течение многих лет, в идеале — с самого начала трудовой деятельности человека, а когда он перестает работать, постепенно выплачиваются ему в виде дополнительной пенсии.
Что дает накопительная система по сравнению с распределительной? Она позволяет отвязать деньги конкретного пенсионера от общей массы денег работников, от ставки пенсионных взносов и их собираемости: что ты накопил, то твое. Она способствует формированию долгосрочного инвестиционного ресурса для экономики. Наконец, она возлагает ответственность человека за его пенсионное будущее более или менее на него самого. Почему более или менее? Потому что человек может отвечать за то, чтобы куда-то регулярно перечислять часть доходов, но если он инвестирует не сам, то не может проконтролировать, насколько профессионально и честно обращаются с его деньгами. За этим должен следить кто-то другой — видимо, государство.
Таким образом, накопительная пенсионная система может стать массовой и устойчивой лишь при одновременном выполнении нескольких важных условий. Во-первых, работников (либо их работодателей) надо стимулировать откладывать деньги, предоставляя им налоговые льготы или государственное софинансирование. Во-вторых, в стране должен быть емкий и развитый финансовый рынок, чтобы эффективно инвестировать накопленное и получать доход, хотя бы компенсирующий инфляцию. В-третьих, необходимо доверие граждан к финансовому рынку и финансовым организациям, которым они вручают свои деньги. И в-четвертых, нужно защитить эти деньги от разнообразных жуликов, для чего необходимы эффективный регулятор финансовых институтов и дееспособные правоохранительные органы, которые смогут поймать жуликов и отобрать у них украденные деньги. Иначе говоря, для успеха накопительных пенсионных систем очень важна институциональная среда.
Как это было в России
История российской накопительной пенсионной системы началась 19 сентября 1992 года с принятием указа президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», который заложил основу добровольного негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Появился новый вид финансовых организаций — негосударственные пенсионные фонды (НПФ), обязательно некоммерческие, то есть не преследующие цель получения прибыли: их главной заботой должна была стать выплата пенсий своим участникам (гражданам-клиентам). Учредителями НПФ стали в основном крупные нефинансовые компании, решившие включить в социальные пакеты для сотрудников дополнительные пенсии. НПФ становились для них отчасти инструментом кадровой политики, отчасти дополнительным денежным мешком, средства которого можно было использовать для разных целей (вплоть до «упаковки» в НПФ контрольного пакета акций компании-учредителя). Именно учредители платили в НПФ по корпоративным пенсионным программам основную часть пенсионных взносов, хотя иногда и работников привлекали к софинансированию их будущих пенсий.
Встречались и НПФ, созданные банками или иными финансовыми структурами в расчете на получение дополнительных финансовых ресурсов, но привлечь значительные средства граждан с открытого рынка таким фондам практически никогда не удавалось. Через десять лет после своего появления, в конце 2002 года, российские НПФ аккумулировали всего лишь 51,4 млрд руб., или 0,47% ВВП. Государственная же накопительная система в тот период отсутствовала.
В 2002 году в России началась масштабная реформа — создание системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). С одной стороны, сильно изменился распределительный компонент, с другой — в составе ОПС была создана так называемая накопительная часть трудовой пенсии. Это выглядело так: из общей величины пенсионных взносов, уплаченных работодателем за каждого работника в ПФР (базовая ставка составляла 22% зарплаты), некоторая часть (в общем случае 6% зарплаты) стала откладываться в пользу конкретного работника и инвестироваться по его выбору. Гражданин мог выбрать для инвестирования своих пенсионных накоплений либо частную управляющую компанию, заключившую договор с ПФР, либо государственную управляющую компанию — ВЭБ (клиентами последнего также становились все те, кто не сделал никакого выбора, так называемые молчуны), либо с 2004 года — НПФ.
Новые пенсионные взносы, поступающие в ПФР в пользу гражданина («застрахованного лица»), ежегодно переводились в тот НПФ или УК, которую он выбрал. Раз в год гражданин имел право перейти из одного НПФ в другой или вернуться из НПФ в ПФР, но «вынуть» деньги из системы и использовать для собственных нужд он не мог вплоть до выхода на пенсию. Право собственности на пенсионные накопления принадлежало не гражданину, а тому НПФ, в который он перевел средства, либо государству. Получилась очень сложная правовая конструкция, да еще и описанная в законодательстве тяжеловесным и непонятным языком.