«Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии»
Искусство средневековья изображало еретиков, грешников и нехристиан непохожими на праведных людей. Чужаки выделялись экзотическими нарядами, цветными лицами, странными позами и непристойными жестами. В книге «Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии» (издательство «Альпина нон-фикшн») медиевист Михаил Майзульс рассказывает, с помощью каких символов и знаков европейские художники с XII по XVI век конструировали образ врага и как приемы, возникшие в Средние века, трансформировались с наступлением Нового времени. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным «позорным образам» — изображениям светского характера, которые возникали в городской среде и были призваны обесчестить человека.
Семиотика бесчестья
В позднее Средневековье демоны были востребованы не только в церковной проповеди или полемике с еретиками или иноверцами. К их «услугам» обращались и в светских, даже практических жанрах. В городах Северной Италии с XIII по XVI в. существовала практика так называемых «позорных образов» (pitture infamanti), которые по решению властей писали на стенах общественных зданий. На них запечатлевали низвергнутых тиранов, предателей отечества, кондотьеров-изменников, купцов-обманщиков, недобросовестных должников и других нарушителей общественных норм — только мужчин, в основном из знати и имущих сословий. Публичное бесчестье касалось тех, кто, по представлениям того времени, обладал честью (honor) и добрым именем (fama), а потому мог пострадать от такой атаки и был «достоин» того, чтобы его позор был явлен взору сограждан.
На pitture infamanti изображали преступников, которые были казнены, объявлены вне закона или изгнаны из города, либо тех, кому удалось сбежать от наказания и до кого правосудие по другим причинам не смогло дотянуться. В одних случаях позорное изображение запечатлевало в памяти горожан совершенное преступление и последовавшую за ними кару. В других — служило средством давления на пре ступника и его род, возвещало им (и всем остальным), что наказание неизбежно. Это было уже не напоминание о свершившемся правосудии, а инструмент правосудия, кото рому еще предстоит свершиться.
У этого жанра была своя грамматика бесчестья — набор визуальных приемов, которые были призваны разрушить доброе имя изображенного. К примеру, виновных, уподобляя Иуде Искариоту, часто представляли с висящим на шее кошелем — символом алчности, подкупа и финансовой недобросовестности; рисовали их повешенными за ноги — это была самая унизительная казнь (см. ниже) и т. д. Позорный образ обычно включал подпись с именем преступника и рассказом о том, что именно он сотворил.
На некоторых из pitture infamanti предателей, узурпаторов или недобросовестных должников представляли в компании с демонами или в глубине преисподней. В 1377 г. кондотьер Родольфо да Варано, сеньор Камерино, который во время Войны Восьми Святых служил Флоренции, перешел на сторону ее врага — папы Григория XI — и стал главнокомандующим его армиями. Чтобы отомстить за то, что он предал «Святую Матерь Церковь, народ и общину Флоренции, а также ее союзников», власти города отдали распоряжение написать его «позорный портрет» на стене Палаццо дель Подеста. Родольфо был изображен висящим на виселице за левую ногу. По обе стороны от него поместили демонических животных: сирену и василиска. Ему на голову надели позорную «митру». Его пальцы были сложены в фигу (