Наука в мире фэнтези: как Брендон Сандерсон создает магические системы
Магия и наука – это полные противоположности? Нет! По крайней мере, в книгах Брендона Сандерсона, знаменитого автора фэнтези, возведшего в культ построение магических систем в литературе. В чем суть его подхода, как пользоваться магическими законами и почему магия и наука для писателя почти одно и то же, читайте в нашей статье.
Если дело действительно боится мастера, то Брендон Сандерсон должен пугать книги до дрожи: по количеству произведений он еще не приблизился к мастодонтам вроде Стивена Кинга или Дина Кунца, но явно движется в том же направлении. Сандерсон, безусловно, одно из лиц современной фэнтези, и это можно объяснить не только популярностью и качеством его книг, но и трудом, который писатель вкладывает в смежные области. К примеру, он преподает creative writing, или творческое письмо – с этой специальности или с тематических семинаров начинали свой путь многие американские авторы, включая его самого. Именно с creative writing связана еще одна грань работы Сандерсона, которая позволила появиться этой статье: он не просто пишет книги и дает советы – он теоретизирует как сам творческий процесс, так и особенности своего коронного жанра фэнтези.
Но в рамках коронного жанра существует у Сандерсона и коронный скилл – это умение создавать уникальные магические системы, за что его и называют the magic system guy (такой репутацией он обзавелся после романа «Убийца Вoйн» и цикла «Рожденный туманом»). Сама магическая система – это, попросту говоря, то, как работает магия в выдуманном мире. В систему могут входить любые приемы и правила, придуманные автором: главное, чтобы все работало и не вызывало у читателя вопросов.
Заклинания и физика
В зависимости от «комплектующих» Сандерсон делит магические системы на два типа, «твердые» и «мягкие», по аналогии с «твердой» фантастикой: «твердые» используются во всех его книгах, от «Элантриса» до «Архива Буресвета». В понимании Сандерсона, магия в фэнтези – это примерно то же самое, что наука в фантастике, т.е. она лежит в основе жанра и является хребтом большинства произведений. Именно магия/наука часто помогает обеспечивать фэнтезийный/фантастический элемент произведения, при этом у неё есть свои законы и принципы, которые нарушить почти невозможно.
Отличие науки состоит в том, что она существует и в реальном мире, поэтому придумывать её заново не обязательно – но если уж вы решили написать «твердую» фантастику о кораблях, перемещающихся на огромные расстояния в мгновение ока, то будьте добры хотя бы попытаться обосновать, как это вообще возможно. В магии опираться на законы физики не нужно, а вот на магические законы, по мнению Сандерсона, необходимо: скажем, автор книги решил, что его мире смертельное проклятие можно наложить только посредством жертвоприношения – все, принцип прописан, герои за его рамки уже