Свой в доску
В разных странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки есть игры с колоритными национальными названиями и… С подозрительно схожими правилами. «Вокруг света» разобрался, что за игра скрывается за десятками разных имен.
В Германии есть почтовая марка, на которой изображена забавная семейная сцена: стол с игральной доской, ликующий сынок, багровый папа, жахнувший кулаком по столу, и мама, растерянно взирающая на обоих. Герои играют в «Приятель, не сердись» (Mensch, ärgere Dich nicht). В 1914 году комплект с крестообразным полем, кубиками и 16 фишками начал продавать мюнхенский клерк Йозеф Шмидт. Бизнес сразу не задался: разгорелась Первая мировая и людям стало не до игр. Шмидт провернул ловкий рекламный ход — сделал 3000 дешевых комплектов и разослал их по госпиталям. Игра добралась даже до линии фронта. Когда солдаты вернулись домой, они не захотели расставаться с любимым развлечением. «Приятель, не сердись» стала одной из самых популярных настольных игр в Германии, за прошедшие годы ее приобрели более 70 миллионов семей.
Похожую историю можно услышать во многих странах мира. В клипе группы ABBA на песню The Name of the Game музыканты сидят за точно таким же крестообразным полем, на котором по-шведски написано: Fia-spel. В американском сериале «Мамаша» отец семейства увлекается парчизи, и доска выглядит очень знакомо. Французы и вьетнамцы массово «играют в лошадки», гоняя фигурки вокруг креста. В Китае, Малайзии и Сингапуре по той же доске водят самолеты и называют это «Аэрошахматами». «Ворчун» в Греции, Ludo в Англии, «Извини» в Италии. И все это одна и та же игра — индийская пачиси.
Герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата» проигрывают врагам царство в азартную игру. По некоторым версиям, этой игрой был чаупар, ближайший родственник пачиси. Если теория верна, то история «Приятель, не сердись» уходит корнями в 1-е тысячелетие до н. э. Точно известно, что в XVI веке игра уже была распространена на всей территории Индии. Большое крестообразное поле шили из яркой материи и расстилали на полу. На севере страны забаву называли чаупар и играли с продолговатыми четырехгранными костями паса. На юге вместо костей использовали ракушки каури. Там ее и назвали пачис, в переводе — «двадцать пять», максимальное число очков, которое можно выбросить на ракушках.