Сказочное богатство
В картине «Три царевны подземного царства» Виктор Васнецов отступил от сказочного сюжета, чтобы прославить горнодобывающую промышленность
Счастье для художника – вовремя найти щедрого и понимающего мецената. Виктор Васнецов, обосновавшись в 1878 году в Москве, следующей зимой познакомился там с богатым промышленником и железнодорожным магнатом Саввой Мамонтовым. Страстный ценитель искусства, Мамонтов окружил себя лучшими художниками и музыкантами; в эту компанию приняли и Васнецова. «Работая с ним, немудрено взвиться выше облака ходячего», – отзывался живописец о меценате.
В это время Васнецов вместо злободневной жанровой живописи заинтересовался историческими и сказочными сюжетами, за что его критиковали бывшие единомышленники. А Савве Ивановичу это, наоборот, нравилось. Он заказал художнику сразу три полотна, чтобы украсить кабинет правления Донецкой каменноугольной железной дороги – важной транспортной артерии, которую строили от шахт Донбасса к Мариупольскому порту. Мамонтов был председателем правления компании.
Сюжеты художник выбирал сам. «Все эти картины были созданы Васнецовым как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дорогой богатого Донецкого края…» – вспоминал сын Мамонтова Всеволод. Одно из полотен, невозможный с точки зрения исторической достоверности «Бой скифов со славянами», посвящалось прошлому региона. Второе, «Ковер-самолет», символизировало развитие транспорта. Третье, по мотивам сказки «Три царства – медное, серебряное и золотое» из сборника под редакцией Александра Афанасьева, раскрывало тему полезных ископаемых. Имелись в виду природные богатства Донецкого края, поэтому одна из «Трех царевен подземного царства» у Васнецова связана с золотом, а две другие не с серебром и медью, как было в сказке, а с драгоценными камнями и каменным углем.