История парусных кораблей

Вокруг светаИстория

Крылья для людей

Человечество в огромном долгу перед парусными кораблями: именно технология плавания под парусом позволила нам освоить все уголки собственной планеты

Текст Владимир Веретенников

44-пушечный фрегат «Аврора». 1844. Государственный центральный военноморской музей. Санкт-Петербург

Эта технология развивалась и совершенствовалась несколько тысячелетий. Первые примитивные суденышки, жмущиеся к берегам, со временем сменились сложными сооружениями из дерева, металла, пеньки и парусины, на которых наши предки избороздили все моря и океаны, открыли все заморские континенты и далекие острова.

Смелее и дальше

Судя по всему, первыми применили парус древние египтяне, случилось это не ранее 5500 лет назад. Собственно, именно египтяне совершили и первое исторически задокументированное морское путешествие: плавание в страну Пунт (которую современные историки помещают на побережье Аденского залива в Восточной Африке), состоявшееся в XXVI в. до н. э., при фараоне Сахура. О множестве других, не менее замечательных, морских путешествиях не осталось достоверных свидетельств. Однако знаменитый Тур Хейердал полагал, что те же древние египтяне могли на своих парусных тростниковых лодках пересекать Атлантику и достигать Америки, и не только рассуждал об этом, но и в ходе двух экспедиций «Ра» наглядно показал, как это могло быть на практике.

Появлению лодок предшествовал плот, возможности которого Хейердал показал во время путешествия «Кон-Тики». Но со временем человечество переключилось на более надежную конструкцию. Древние египтяне и жители Междуречья, чьи страны не изобиловали древесиной, сначала плели свои суденышки из тростника или обтягивали их борта шкурами. Потом, по мере перехода на дерево, опытным путем пришли к идее киля, шпангоутов и мачт со все более сложным такелажем. Для движения, в зависимости от погоды, могли использоваться как паруса, так и весла. По меркам сегодняшнего времени суда древних египтян смотрятся скорлупками: 14–20 метров в длину и 5 метров в ширину. Тем не менее на них уже можно было выходить из уютных рек и пробовать себя в противоборстве с морскими волнами.

Деревянный макет египетской лодки. Около 2150–2050 г. до н. э.

Морские бродяги финикийцы уже располагали внушительными для того времени судами: водоизмещение до 230 тонн, длина до 30 метров, экипаж более 30 человек, высокая мачта с прямым парусом. «…Брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим», – так описывает пророк Иезекииль финикийское судно. На своих кораблях финикийцы исследовали все Средиземное море, выходили в Атлантику и даже, если верить Геродоту, обогнули Африку. А их наследники карфагеняне активно осваивали территории за Геркулесовыми столбами, в том числе Азорские и Канарские острова.

На своих судах финикийцы освоили Средиземное море и выходили в Атлантику

Следующим великим морским народом оказались эллины. На кораблях они и сражались, и путешествовали. Греческие колонии расположились вокруг Средиземного моря, по выражению Цицерона, как «лягушки вокруг пруда». Древние греки со временем стали искусными кораблестроителями. Уже во времена их морской победы над персами при Саламине (480 г. до н. э.) эллины спускали на воду со своих верфей суда-триремы с тремя ярусами весел по каждому борту и с мачтой для паруса. Они достигали в длину 38 и в ширину 6 метров, водоизмещение – до сотни тонн. Экипаж, с учетом бравшихся на борт воинов, мог составлять до двухсот человек.

Спустя несколько веков римляне, путешествовавшие, торговавшие и воевавшие по морям не меньше греков, начали строить парусно-гребные суда еще больших размеров. Их квинквиремы (конструкцию которых они позаимствовали у своих заклятых врагов-карфагенян) имели уже пять рядов весел – до 25 в один ряд. Водоизмещение – более 200 тонн, длина – 45 метров, ширина – 6 метров, осадка – 2,5 метра, экипаж – около 250 человек. Число оснащенных парусами мачт увеличилось до двух. Впрочем, вздымаемые на этих мачтах прямые паруса рассматривались скорее в качестве вспомогательного движителя и применялись только при попутных ветрах. Искусство движения в галфвинд и бейдевинд и хождения переменными галсами человечество освоит позже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
Елена Качаева. Ватная игрушка: любовь к ней вдохнула новую жизнь в деревню Елена Качаева. Ватная игрушка: любовь к ней вдохнула новую жизнь в деревню

Однажды семья кукольников решила развлечь местных детей мастер-классом...

Домашний Очаг
Изобрести колесо Изобрести колесо

Люди шли к изобретению колеса не одно тысячелетие

Вокруг света
Секреты похудения Марии Шараповой, Анны Курниковой и других звездных теннисисток Секреты похудения Марии Шараповой, Анны Курниковой и других звездных теннисисток

Знаменитые спортсменки раскрыли свои секреты стройности

Cosmopolitan
Малая родина Малая родина

Одним июльским днем в Тверской области выпал снег

Вокруг света
Управляющая компания: как бактерии руководят людьми Управляющая компания: как бактерии руководят людьми

Нашей жизнью управляют триллионы крошечных существ

Вокруг света
Старый способ обогнуть мир Старый способ обогнуть мир

Жизнь учебного парусника «Мир», который отправится в свою первую кругосветку

Вокруг света
Автопробег: недоступная глубина Алтая Автопробег: недоступная глубина Алтая

Путешествие в Тигирекский заповедник

Вокруг света
Клуб кинопутешествий во времени Клуб кинопутешествий во времени

Машину времени давно изобрел кинематограф

Вокруг света
Дитя трех эпох. Тест-драйв Nissan Murano Дитя трех эпох. Тест-драйв Nissan Murano

Флагманский кроссовер «Ниссана» для России словно выпал из течения времени

РБК
Поиски воли Поиски воли

Можно ли спасти представление о свободе воли, не впадая в антинаучный мистицизм?

Вокруг света
Как сохранить свежесть вина после вскрытия пробки Как сохранить свежесть вина после вскрытия пробки

Советы, как спасти вино, от настоящих сомелье, рестораторов и ученых

Популярная механика
Александр, сын Ярослава Александр, сын Ярослава

Почему мы почти ничего не знаем об Александре Невском

Дилетант
Водолеям — лепка, Скорпионам — оригами. Какое хобби подходит тебе по знаку Водолеям — лепка, Скорпионам — оригами. Какое хобби подходит тебе по знаку

Какие типы прикладного творчества лучше всего подойдут разным знакам?

Cosmopolitan
Есть всюду свет Есть всюду свет

Новая жизнь бывших церквей

Вокруг света
Как правильно хранить продукты в холодильнике: главные советы Как правильно хранить продукты в холодильнике: главные советы

Наиболее полезные рекомендации по хранению продуктов в холодильнике

CHIP
Все время мира Все время мира

Как человечество познакомилось с мировым времен и линией перемены дат

Вокруг света
Даже не пытайся: 5 видов пирсинга, которые никогда не заживают Даже не пытайся: 5 видов пирсинга, которые никогда не заживают

Виды пирсинга, которые даже не стоит рассматривать для себя

Cosmopolitan
Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну

Сергей Шойгу — об особенностях сибирской охоты и России

Вокруг света
Счастливые часов не наблюдают: самые счастливые и несчастные страны мира Счастливые часов не наблюдают: самые счастливые и несчастные страны мира

Кто на свете всех счастливее?

Вокруг света
Тюрьма Трубецкого бастиона Тюрьма Трубецкого бастиона

С самого своего основания Петропавловская крепость служила местом заключения

Дилетант
Карты, деньги, стулья Карты, деньги, стулья

Колода дизайнеров тасуется с такой скоростью, что ее сравнивают с детской игрой

Vogue
Свет и блеск Достоевского Свет и блеск Достоевского

Тернистый путь, пройденный Фёдором Михайловичем Достоевским

Наука и жизнь
Анастасия Аристова: Музей открыт. Влюбиться в историю города, сделать на этом бизнес Анастасия Аристова: Музей открыт. Влюбиться в историю города, сделать на этом бизнес

Как белоруска оказалась в Ростове, где начала восстанавливать старые дома

Домашний Очаг
Ассорти для героя Ассорти для героя

Большой шоколадный квест по Бельгии

Вокруг света
Ученые получили устойчивый и крепкий химически перерабатываемый пластик Ученые получили устойчивый и крепкий химически перерабатываемый пластик

Управляемая полимеризация сделала полимер крепким

N+1
Последний ход Ивана Грозного Последний ход Ивана Грозного

Последнее, что увидел в жизни Иван Грозный, — это шахматы

Дилетант
Попа Дженнифер Лопес, Урюпинск и еще 6 вещей, о которых все слышали, но мало кто видел Попа Дженнифер Лопес, Урюпинск и еще 6 вещей, о которых все слышали, но мало кто видел

Вот тебе статья о вещах, что у всех на слуху, но не у всех на виду

Maxim
Убавим громкость Убавим громкость

Можно ли улучшить звукоизоляцию квартиры или комнаты без потери полезной площади

Идеи Вашего Дома
Ночное рандеву: как происходит сближение космических аппаратов Ночное рандеву: как происходит сближение космических аппаратов

Как пилотируемому кораблю «Союз» удается встретиться с МКС?

Вокруг света
Открыть в приложении