Режиссер Юрий Грымов: есть ли место политике на сцене и о лихих 90-х

СНОБРепортаж

«Вокруг одна глобальная нелюбовь». Интервью с режиссером Юрием Грымовым

Беседовал Степан Васин

edfece738485c4a39cac4cecd47e6f964c1decac95ae879526018b66f19061d4.jpg
Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

Российские театры открывают новый сезон — шахматной рассадкой и зрителями в масках. В московском театре «Модерн» под руководством Юрия Грымова проблему социальной дистанции решили просто — посадили в пустые кресла игрушечных мишек. И стартовали с постановки «Нирвана» о Курте Кобейне. Плюш и гранж — чем не выход из карантина. Впрочем, от Грымова простых решений не ждешь. Мы поговорили с режиссером, вокруг имени которого мифов всегда было больше, чем правды, о лихих девяностых в рекламе и в жизни, о том, как из либерала он стал государственником и есть ли место политике на сцене

О победе жажды наживы в российской рекламе

Более десяти лет вы занимались рекламными роликами — с начала девяностых до середины нулевых вы успели поработать с крупными компаниями Siemens и Sony, разработали логотип для Большого театра, а однажды даже участвовали в съемке политических роликов для Бориса Ельцина. Как изменилась рекламная индустрия за те годы, что вы в ней работали?

Менялась она в худшую сторону, именно поэтому я и перестал ею заниматься. Изначально, примерно с 1992 года, люди, которые приходили в рекламу, были очень креативные, инициативные, амбициозные. Они пытались строить настоящую рекламную индустрию. До 2000 года, пока отечественные рекламные агентства не впускали иностранные, это удавалось. Тогда наш продукт был на высоком уровне, многие рекламщики в то время получили за свои работы мировые призы. Позже жажда наживы победила. Начали с сотрудничества, закончили подчинением: довольно скоро в стране появились иностранные менеджеры, которые стали учить нас работать на российском рынке.

Я скажу вам одну вещь: ни в одной стране мира рекламой не занимаются иностранцы. Везде это национальный, местный продукт. Я был одним из первых, кто работал на PepsiCo, Coca-Cola. Когда американцы принялись меня учить, как правильно делать рекламу для России, они апеллировали к опыту выведения своего продукта на африканский рынок. Не шучу. Ясно, что большого энтузиазма такой подход не вызывал. Люди, которые были нацелены на творчество и развитие, всячески сопротивлялись этому, в том числе и я. Но постепенно «русский взгляд» на рекламу ушел, все ценное и интересное разрушилось.

Реклама превратилась в бизнес — продажу медиапространства по единому шаблону. Национальный креатив был утрачен, поэтому я с середины 2000-х перестал этим заниматься. И все нормальные люди оттуда ушли, потому что стало неинтересно. Сегодня это абсолютное царство маркетинга: деньги там еще есть, но ни о каком творчестве речь уже давно не идет.

Как изменилось сознание аудитории и ее восприятие рекламного контента? Чем отличается современная аудитория от той, на которую была нацелена реклама в девяностых и нулевых?

Изначально российские рекламщики пытались войти в контакт со зрителем, пригласить потребителя в некую игру, поэтому было много юмористических роликов. Люди на это хорошо реагировали.

Сегодня реклама — это объявление. Показывают продукт и говорят, сколько он стоит. Это деградация рекламной индустрии с точки зрения творчества. Подозреваю, что и в плане эффективности это тоже далеко от идеала. По-моему, рекламу сегодня просто не замечают, сознание выталкивает все, что связано с рекламой, за границы нашего внимания. Понятно почему: это никому не нужный утомляющий шлак.

Есть ли что-то, чему западные коллеги могли научиться у российских, а российские — у западных?

В 2000-х годах была масса семинаров для тех, кто работает в рекламной индустрии. Я много преподавал, посещал разные фестивали, где общался с иностранными коллегами. Тогда они по-хорошему удивлялись нашему вектору развития рекламы. Многое в плане творческих решений заимствовали и честно об этом говорили. Мне казалось, это нормально: что-то мы у них берем, что-то они у нас. Сегодня я не вижу прорывов в этой области: что им у нас заимствовать?

О том, почему не удалось построить русскую версию Голливуда

Вы неоднократно говорили, что современное большое кино никуда не годится, да и в целом кино как таковое осталось символом XX века, в то время как в нынешнем веке его место занял перформанс. В чем причина гибели современного кинематографа?

Главная проблема кино в том, что оно перешло из категории искусства в категорию проекта или даже продукта. Оно целиком стало частью потребительского рынка и создается по принципу «чего изволите». А это плохо заканчивается. Люди не воспринимают кино как «старшего брата», который даст знания, удивит. Все превращается в маркетинговую историю, как и реклама. 

Вспомним 90-е. Тогда в голливудской киноиндустрии стал верховодить маркетинг. То же самое захотели сделать и у нас. Двигаться в сторону Голливуда, возможно, не так уж плохо. Там действительно есть чему поучиться, в первую очередь в плане организации производства. Но зачем при этом забывать о собственных выдающихся достижениях в кинематографе? Зачем отказываться от творческого поиска?

Я большой поклонник советского кино. Очень жаль, что мы ушли от эмоционального, творческого кинематографа Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Романа Балаяна. Это кино, в котором есть автор и его позиция. И, между прочим, государство поощряло это авторское начало.

Утопическое желание создать «Голливуд по-русски», мне кажется, связано с комплексом, который нам навязали: мы якобы не умеем делать машины, шить одежду. В это многие поверили, и заводы закрыли. То же самое произошло с отечественным кинематографом. Нам сказали, что кино мы снимать не умеем. Мы поверили. Ну и дураки.

При этом, подчеркну, я не заявляю о гибели современного кинематографа. Живое, настоящее творчество сохранится всегда и в любых, самых не располагающих к тому условиях. Сегодня кино по-прежнему существует. Его, правда, крайне мало, и оно, к сожалению, почти совсем не интересно зрителю. Но это уже тема для отдельного разговора.

А как же Балабанов, Звягинцев, Сигарев, Меликян — режиссеры, чьи фильмы получают престижные награды не только в России, но и за рубежом?

Вы называете фамилии очень хороших, интересных режиссеров. Хорошо, что они есть. Именно поэтому нельзя говорить о «гибели кинематографа». Я же говорю об общей картине. Безусловно, если взять за 100 процентов все, что создает сегодня российский кинематограф, то 5 процентов — это та часть, которую можно обсуждать. Но 95 процентов — это в лучшем случае жалкая пародия на фильмы в эстетике 1990-х годов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта

Как сострадание к партнеру и самому себе помогает качественно улучшить отношения

СНОБ
7 типов женщин, от которых бегут мужчины 7 типов женщин, от которых бегут мужчины

Есть определенные стили поведения, которые отпугивают партнеров

Psychologies
Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре

Женщины-звукорежиссеры и трудности, которые им пришлось преодолеть

Forbes
MC Hammer и светящийся каркас: рассказываем о химии из твиттера рэпера MC Hammer и светящийся каркас: рассказываем о химии из твиттера рэпера

Благодаря твиту MC Hammer-а мир узнал о металл-орагнических каркасах. Что это?

N+1
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Как минимизировать вред от использования мобильного телефона Как минимизировать вред от использования мобильного телефона

Ты думал, он твой друг, а он наоборот

Maxim
Delo Design Delo Design

Арсений Бродач и команда архитекторов строят петербургский бренд Delo Design

Собака.ru
24 вещи, которые популярны только в России 24 вещи, которые популярны только в России

Возможно, самая патриотичная наша статья!

Maxim
«Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке» «Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке»

Электронная музыка существует уже более столетия

N+1
Почему отравление Навального воспринимается обществом как должное Почему отравление Навального воспринимается обществом как должное

Алексей Навальный продолжает лежать в коме после загадочного отравления

СНОБ
Господская болезнь Господская болезнь

Как (и почему) мы до сих пор болеем подагрой

N+1
Удалёнка: плюсы и минусы Удалёнка: плюсы и минусы

Удалённая работа – это счастье. Или нет?

Здоровье
Правила жизни Петра Тодоровского Правила жизни Петра Тодоровского

Правила жизни режиссера Петра Тодоровского

Esquire
Мария Куликова: «Не откладывайте самое приятное на потом» Мария Куликова: «Не откладывайте самое приятное на потом»

Мария Куликова: о страхе, режиме дня, любви к кулинарии и путешествиям

Здоровье
Как говорить, чтобы дети слушали Как говорить, чтобы дети слушали

Как научиться вести диалог с ребенком

kiozk originals
Вопросы пола Вопросы пола

Выбираем экологичное и безопасное напольное покрытие

Лиза
Ришельё: сделаем Францию снова великой! Ришельё: сделаем Францию снова великой!

Знаменитый кардинал Ришельё создал сильную централизованную державу

Дилетант
Как отличить восстановленный айфон от нового Как отличить восстановленный айфон от нового

Главные отличия восстановленного айфона от нового устройства или подделки

CHIP
Хорошо сидим: ребенок и гаджеты Хорошо сидим: ребенок и гаджеты

Ребенок и техника: как сделать так, чтобы и он был доволен, и мама не нервничала

Cosmopolitan
Юбка в клетку: как выбрать и с чем носить трендовую вещь Юбка в клетку: как выбрать и с чем носить трендовую вещь

Учимся носить юбки в клетку, чтобы быть в центре внимания

Cosmopolitan
Старые и добрые: почему интерес к классическим кроссовкам не утихает Старые и добрые: почему интерес к классическим кроссовкам не утихает

Почему на классические модели кроссовок десятилетиями не падает спрос

Esquire
Полнолуние заставило веерохвосток петь активнее Полнолуние заставило веерохвосток петь активнее

Чем ярче Луна, тем они поют громче. Что за птицы?

N+1
Тоннель под Темзой: драматическая история строительства первого в мире тоннеля под рекой Тоннель под Темзой: драматическая история строительства первого в мире тоннеля под рекой

Некоторые исторические сюжеты так драматичны, что сами просятся на экран

Maxim
Лето, жара, инфекция Лето, жара, инфекция

Какие заболевания подстерегают нас летом и как себя обезопасить?

Лиза
4 простых шага к экологичному образу жизни 4 простых шага к экологичному образу жизни

Чтобы начать вести экологичный образ жизни, не нужно пускаться во все тяжкие

Seasons of life
«Если вам просто кто-то надоел, вы не идете на улицу драться с ОМОНом». Политолог-психолог Николай Косолапов о внутренней логике белорусских протестов «Если вам просто кто-то надоел, вы не идете на улицу драться с ОМОНом». Политолог-психолог Николай Косолапов о внутренней логике белорусских протестов

Политический психолог о протестах в Белоруссии

СНОБ
7 лучших домашних средств от прыщей, которые рекомендуют дерматологи 7 лучших домашних средств от прыщей, которые рекомендуют дерматологи

Домашние средства, которые используются для лечения акне

Playboy
Герои в масках Герои в масках

Как фильтры изменили стандарты красоты

Cosmopolitan
Место силы: как Алтай стал новой туристической Меккой России Место силы: как Алтай стал новой туристической Меккой России

Республика Алтай переживает туристический бум

Forbes
С видом на город С видом на город

Интерьер в современном стиле в доме с потрясающим видом на Неву и Смольный собор

SALON-Interior
Открыть в приложении