Вокруг Москвы за один день: 5 идеальных маршрутов для короткого путешествия за город
Forbes Life cоставил неожиданные маршруты для короткой однодневной вылазки за свежим воздухом, природными и культурными красотами
За пару месяцев карантина все смирились с тем, что выходные и будни не сильно отличаются друг от друга, если сидишь дома. Не сойти с ума помогают вылазки одним днем за свежим воздухом и впечатлениями в места, где легко соблюдать социальную дистанцию. Главное — рассчитать время, взять с собой бутерброды и термос и осознать, что внутренний туризм — это интересно.
Шар около Дубны (+ мемориал Туполева около села Симоново)
Это, конечно, не шар — это усеченная снизу сфера. Поехать к ней стоит, если вы не фанат культурного туризма или у вас в семье есть подросток, которого не затащишь в храмы и музеи. В навигаторе забивайте: «Шар около Дубны» и объективно оцените свою подвеску и клиренс. Особенно, если недавно были дожди. Впрочем, как показывает практика, минут через десять после того как вы крепко засели, появляются местные на «Ниве» или тракторе. В конце концов, вы же за приключениями поехали? А это — приключение.
Уже на подъезде к Шару будет село Губин Угол, если смотреть на него «глазами коптера», то можно увидеть, что оно как баранка опоясывает небольшое озеро. По преданию (а в путешествиях всегда хочется каких-то историй), здесь под землю ушел целый лес, глубина водоема 30 метров.
Шар, который появился здесь около где-то в начале 1980-х (когда точно, не знают даже местные), стоит на поляне прямо возле грунтовки. Его диаметр примерно 18 метров. На снимках он похож на архитектурное сооружение, но на самом деле это скорее всего радио-купол, навес над радиолокационной аппаратурой, которая боится непогоды. Сделан шар из какого-то стеклопластика, толщина стенок около трех сантиметров. Такое наследие космической программы СССР до сих пор встречается по стране, правда в других местах они не стоят по одиночке, рядом есть какие-то объекты, а вот под Дубной никаких известных объектов нет. И это значит, что Шар наверняка по назначению не использовался. Местные любят рассказывать о том, как и зачем он здесь появился. Самая задорная версия – шар доставил транспортный вертолет, потому что военные связисты хотели строить свой санаторий и таким образом застолбили место. А потом что-то пошло не так, но вывозить шар не стали.
Внутри шара надо петь и вообще издавать побольше звуков, потому что здесь они живут невероятной жизнью. Эхо то создает какофонию, то как-то загадочно замирает. Есть ощущение, что звуки как будто гоняются друг за другом. Из-за этого некоторым становится не по себе, рассказывают, что и до паники доходило, но это если переусердствовать и слишком громко кричать. Кстати, несколько лет назад энтузиасты устраивали в Шаре зимние концерты — звали послушать «музыку сфер». Сейчас сделать это было бы трудно, шар все время пытаются проверить на прочность и проделывают отверстия в стенах, а это нарушает акустику.
Чтобы заземлиться после шара, осмотр которого все-таки много времени не займет, можно прокатиться до села Симоново и посмотреть мемориал авиаконструктора Андрея Туполева. Это, наверное, один из самых странных памятников в окрестностях столицы. Он был открыт в 2005 году на месте бывшего сельца Пустомазово, где родился Туполев. Сам он на вопрос о месте рождения часто отвечал «оно ушло под воду». Быть может, не хотел рассказывать о том, что родители владели усадьбой, площадью более девяноста гектаров. Мемориал авиаконструктору выглядит как часть стены бревенчатого дома окном странной формы и составным фундаментом. Рядом клумбы с цветами и памятный камень с нанесенными по трафарету самолетами. Идея создания мемориала принадлежала ОАО «Туполев», автор проекта двадцать лет отработал в конструкторском бюро.
Башня Шухова в Полибино (+ усадьба Юрия Нечаева-Мальцова; церковь Дмитрия Солунского в Березовке)
Село Полибино находится на севере Липецкой области, но успеть обернуться за один день из Москвы и обратно вполне реально, тем более дни теперь уже длинные.
По пути посмотрите в селе Берёзовка церковь Дмитрия Солунского. Это, наверное, один из самых интересных храмов конца ХIX века. Его легко представить на столичных петербургских и московских улицах, настолько он хорош. Автор проекта — Александр Померанцев, тот, что «строил» Верхние торговые ряды на Красной площади (ГУМ). Здесь такая же игра в эклектику и неорусский стиль — пузатые колонки, гирьки, островерхие наличники порталов как в тереме. Фасады выложены белым тесаным камнем, и когда-то храм украшали шесть мозаик по рисункам Виктора Васнецова. В разные годы советского времени в церкви было овощехранилище, пункт сбора металлолома, а потом и сельский клуб. К концу века храм пришел в ужасное состояние, сейчас он передан верующим, и можно подгадать, чтобы попасть на службу. Здание пытаются восстанавливать, но пока дальше окон, забранных целлофаном, и сделанной, но еще не поставленной, главки, дело не идет. Кстати, если «возьмете языка» из местных, то вам обязательно расскажут, что все, кто участвовал в разорении храма, умирали не своей смертью. Можно не верить, но на селе с такими рассказами не шутят даже в наше время.
Храм в Березове был построен на деньги Юрия Степановича Нечаева-Мальцова — фабриканта, владельца завода в Гусь Хрустальном, мецената, которому страна обязана Музеем Изящных Искусств (нынешний ГМИИ) — он практически полностью профинансировал возведение здания на Волхонке. Нечаев-Мальцов увлекался всякими техническими и инженерными новшествами. В своё родовое имение, которое находилось в соседнем от Берёзовке селе Полибино, он привез гиперболоидную водонапорную башню Владимира Шухова. Вообще, подобных строений по проекту Шухова сохранилось не так уж и мало — есть водонапорные башни к северу от Лобни или на Николиной горе, но именно «полибинская» в 1896 году была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. В том же году Шухов подал заявление на патент изобретенного им способа сетчатой гиперболической конструкции.