Война культур: как неформальные правила компании могут погубить бизнес
Противоречия в корпоративной культуре приводят к тому, что споры, конфликты и бесполезная работа съедают рабочие усилия
Феномен организационной культуры сейчас в моде. Трудно найти медиаканал о бизнесе и управлении людьми, который бы об этом не писал. Изменение культуры — одна из задач HR практически в каждой компании. И это нормально — ведь корпоративная культура и есть суть бизнеса. Она определяет то, что этот бизнес может и чего не может достичь, какую стратегию способен воплотить, а какая так и останется на бумаге.
Сотрудники и менеджеры видят окружающий мир через линзу культурных установок компании, в которой работают. Выстраивают системы и процессы в соответствии с увиденной картиной. И эти системы и процессы дальше начинают жить своей жизнью, влияя на поведение всех сотрудников. В том числе и таким образом, на который никто не рассчитывал.
Как это происходит? Организационная культура состоит из трех уровней. Чтобы бизнес был эффективным, они должны работать согласованно.
Уровень 1. Парадигма
В основании культуры находятся базовые предположения о том, как устроен мир и как правильно себя вести в этой организации, т.е. парадигма. Эти предположения, в отличие от написанных на плакатах «ценностей», часто даже не озвучиваются, но именно они управляют поведением сотрудников. Например, в исходной парадигме может быть «мы ретейлеры, мы умеем покупать дешево и продавать в магазинах с небольшой наценкой». Чтобы от такой парадигмы перейти к «мы продаем отличную недорогую одежду, так чтоб каждый мог почувствовать себя крутым и стильным» нужны качественные изменения.
Основы парадигмы закладываются владельцами, а топ-менеджмент становятся хранителями и толкователями этих установок и могут существенно влиять на то, что транслируется дальше — менеджерам и рядовым сотрудникам. Когда после интервью с кандидатом рекрутер говорит «химия не совпала», часто речь идет именно о несовпадении базовых предположений. Ведь всякий новый сотрудник должен разделить эти предположения или стать аутсайдером в компании.