Звезда родилась: как Вконтакте и Youtube изменили музыкальную индустрию
Сегодня новые музыканты становятся популярными еще до того, как дадут интервью крупным СМИ или опубликуют первый альбом на Apple Music. Чтобы обзавестись армией поклонников, больше не нужно сидеть в приемных продюсеров и пытаться угодить музыкальным критикам. Социальные сети полностью изменили правила игры в музыкальной индустрии.
Новая надежда российской музыкальной сцены
В 2007 году, через год после запуска «ВКонтакте» — социальной сети, созданной несколькими студентами СПбГУ, — ее аудитория превысила 3 миллиона человек. Еще три года спустя Mail.Ru Group заплатила $1,5 млрд за 52% акций молодой компании. Секрет ее популярности прост: свободный доступ к огромной базе аудио- и видеоконтента. Больше не нужно скачивать мр3 с «левых» сайтов — достаточно открыть «ВКонтакте».
«ВКонтакте» регистрировались иностранцы — те, кто узнал про странный русский сайт с бесплатным и неограниченным доступом к музыке, в то время как в США за прослушивание нужно было платить Apple Music и Spotify.
Но в 2013-м в России принимают «антипиратский» закон, в 2014-м Павел Дуров покидает пост СЕО «ВКонтакте» и уезжает из страны. Mail.Ru Group покупает еще 48 % акций компании за $1,47 млрд наличными, становится единоличным владельцем соцсети и начинает монетизировать музыку. Для сайта, который прославился бесплатным доступом к контенту, это был рискованный ход. С другой стороны, у нового руководства не было иного выхода. После «антипиратского» закона им пришлось бы или избавиться от музыки совсем, или делать ее платной, чтобы получать контент от правообладателей.
Сегодня около миллиона россиян платят стриминговым сервисам за доступ к музыке. Для сравнения: в США подписки покупают около 30 млн человек, но для страны, в которой не привыкли платить за контент, миллион пользователей — хороший показатель. По прогнозам экспертов J&P, к 2020 году уже 10–12 млн россиян будут пользоваться платными подписками. Тем временем падает оборот российской музыкальной индустрии. Из-за того, что по подписке доступен западный (более качественный) контент, доход российских звукозаписывающих компаний только в 2017 году упал на 8,1% — до $597 млн.
Новая надежда русской музыкальной сцены зарождается здесь же, «ВКонтакте». Последние пару лет молодые исполнители всех жанров — от хип-хопа и электронной музыки до рок-н-ролла — выкладывают свои записи в соцсети, на личных страницах и в пабликах. Модераторы профильных групп пришли на смену музыкальным критикам. Молодая аудитория фильтрует музыкантов, и уже затем они, имея сотню-другую тысяч фанатов, дают концерты, идут на ТВ и попадают в топы пресловутых стриминговых сервисов.