Встреча века
В Пушкинcком стартуют выставки коллекций Сергея Щукина и Fondation Louis Vuitton. Директор ГМИИ Марина Лошак — о том, почему это сенсация.
«Это история про то, как важно собирать современное искусство. Иногда гораздо важнее, чем покупать уже прославленных мастеров», — говорит Марина Лошак разом и о московском фабриканте Сергее Щукине, и о парижском «коллекционере брендов», главе LVMH Бернаре Арно, собрания которых этим летом поделят между собой Пушкинский музей. В главном здании 19 июня стартует выставка «Щукин. Биография коллекции», а в Галерее искусства Европы и Америки XIX‑XX веков в тот же день открывается «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». И, по словам Марины Девовны, «это уникальная возможность одновременно увидеть абсолютные иконы модернизма и иконы современного искусства».
«Коллекция Щукина — это четко прослеживаемая цепь увлечений, — говорит Марина Лошак. — От Барбизонской школы и Коро к импрессионистам: Писарро, Мане и Моне, Сислею, потом Сезанн, Гоген, за ними Матисс и Пикассо. Тут как в любви: одна возлюбленная, другая, третья, и с каждой связана своя история, и каждая новая воспринимается ярче прошлой. Я это очень остро чувствую, потому что мне тоже кажется, что будущее гораздо интереснее настоящего, тем более прошлого. Мы расскажем о контексте того времени, о трех братьях Сергея Щукина, тоже великих коллекционерах. Нам важно показать, что это не просто шедевры на стенках, это жизнь человека, глубоко драматичная и абсолютно отражающая ХХ век.
У Бернара Арно биография гораздо более благополучная, и, надеюсь, такой и останется. Плюс его коллекция настолько велика, что мы тут ведем речь не об истории собрания, а, скорее, о crème de la crème или о закладках в книге. Мы покажем хрестоматийные вещи: Джакометти, Кляйн, Баския, Марина Абрамович, Каттелан. Многие из этих работ рассчитаны на другие пространства. Галерея, где у нас висят импрессионисты, строилась для модернистского искусства — это небольшие залы с невысокими потолками. Поэтому для коллекции Арно нужно скорректировать архитектуру здания. А на третьем этаже будет открыт проект, посвященный Фрэнку Гери, построившему здание Fondation Louis Vuitton.
У главы LVMH, конечно, есть консультанты, к которым он прислушивается, но все равно, как и у Щукина, его коллекция — это история, с одной стороны, личных увлечений, а с другой — воспитания себя. Когда мы отбирали работы, то и дело возникал разговор о том, что вот это близко Бернару Арно, он, например, явно тяготеет к живописности, а к этим вещам он еще привыкает.
Сергей Иванович Щукин приобретал вещи, которые возбуждали его, хотя иногда пугали своей новизной. Обычно коллекционеры следуют за своими пристрастиями, а это был человек, который сам себя формировал, пытаясь стать лучше. Как в жизни, он, будучи болезненным ребенком-заикой, всю жизнь воспитывал выносливость и уверенность в себе. Так и в искусстве, стремясь найти то, что в будущем завоюет мир, он и рисковал, и преодолевал себя, заставлял себя полюбить работы Матисса или Пикассо. Главную революцию он производил внутри своей личности, а то, что его коллекция и его открытый для всех дом повлияли на дальнейший ход искусства — это уже следствие этого внутреннего переворота.
Вообще, коллекционеры, которых ведет не бизнес-план, а страсть, двигают искусство вперед. Ну что было бы с Матиссом, если бы не Щукин? Я не знаю. Это был бы совершенно другой путь, я уверена. Вот за Пикассо я не так беспокоюсь, как за Матисса, хотя и он очень сетовал, что такой любимый коллекционер после романа с кубизмом перестал интересоваться его поисками. Мне вообще очень интересно, куда пошел бы Щукин, если бы революция его не остановила? Кто был бы следующим художником? Или кого он покупал бы, живи он сегодня? Мне кажется, он тоже был бы независимым и нашел бы свободную нишу. И велик шанс, что они с Арно бы даже не конкурировали. Потому что мир сегодня стал гораздо более открыт. Это сто лет назад Щукин с Морозовым ходили по одним и тем же парижским адресам, а сейчас в коллекции Foundation Louis Vuitton есть и китайские, и молодые индийские художники.
Для нас история коллекции Щукина не заканчивается ни выставкой в Москве, ни выставкой в Эрмитаже, куда она поедет в 2022 году. Мы в долгу перед этим человеком, и главное, что, как мне кажется, мы должны сделать, — это вернуть его дом в Большом Знаменском переулке в культурный оборот. Необязательно показывать там его коллекцию или делать частью ГМИИ им. А. C. Пушкина, важно, чтобы это абсолютно сакральное место снова стало частью культуры».
Фото: Fondation Alberto et Annette Giacometti; Marc Domage; Bridgeman Images / fotodom.ru; gettyimages.com