По гамбургскому счету
Коллекция картин и чеки за них — вот и все, что нам осталось от Ивана Морозова. Рассказать миру их с братом Михаилом историю — цель выставки в Фонде Louis Vuitton.
Русский, который не торгуется, — стереотип об Иване Морозове, который главный специалист по русским коллекционерам рубежа XIX‑XX веков Наталия Семенова стремится развенчать. «Я когда-то вычитала это у маршана Амбруаза Воллара, а позже нашла оригинал его мемуаров, где говорится: «Русский, который не торгуется? Наверное, это был поляк». Судя по переписке, Морозов стремился сбить цену с первой же покупки — пейзажа Сислея, а три работы Ренуара брал «оптом».
Иван Морозов, главный герой выставки «Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства» в Фонде Louis Vuitton, умер сто лет назад, а в его истории до сих пор полно белых пятен. Архивов и фотографий он не оставил, интервью дал только одно, домой — в отличие от конкурента Сергея Щукина — никого особо не пускал. Все, что сохранилось, — это коллекция, которую советская власть не просто разделила между Третьяковкой, Эрмитажем и Пушкинским музеем, но и разбросала по стране. И счета за картины. Директор-распорядитель Тверской мануфактуры, в отличие от взбалмошных братьев Михаила и Арсения, был человеком обстоятельным и шумихи не любил.