Большая перемена

«Гараж» открывает выставку и переходит на ответственное потребление

VogueКультура

Большая перемена

«Гараж» открывает выставку «Грядущий мир» и переходит на ответственное потребление. Возглавляет экодвижение директор музея Антон Белов

Фото: Павел Харатян. Стиль: Aнастасия Митина. Текст: Анна Федина

Бомбер, Ermenegildo Zegna; пуловер, Falconeri; брюки, Pal Zileri; кроссовки, Boss.

Вы попали в Эдем, и у вас в руках бейсбольная бита. Как вы поступите? Проверить себя этим летом можно будет в Музее современного искусства «Гараж», где частью масштабного проекта «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030‑2100» станет инсталляция калифорнийца Дуга Эйткена «Сад». Там же будет кухня с тараканами китайского художника Хуан Юн Пина, отсылающая к кухонным дебатам Хрущева и Никсона, гигантская паутина из саморазлагающегося скотча от базирующегося в Берлине коллектива Numen и соляная комната нашей Анастасии Потемкиной. Новозеландец Хейден Фаулер вслед за Йозефом Бойсом поселится в клетке с волком, только на этот раз благодаря очкам виртуальной реальности художнику будет казаться, что они с хищником в прерии. А гении иммерсивного театра Rimini Protokoll готовят секретный проект с единственными существами, которые живут вечно.

Выставка, для которой «Гараж» предложил полусотне художников поразмышлять о совместном будущем природы и человека, займет все пространство музея и площадь перед ним и, постепенно изменяясь, продлится полгода. Но тема ответственного отношения к миру не покинет музей и после закрытия экспозиции. «Гараж» уже запустил программу устойчивого развития. Собственно, с нее все и началось, идея выставки возникла уже в процессе.

«Года два назад мы с сотрудниками организовали проектный офис и стали думать, что мы можем поменять внутри музея, — рассказывает директор «Гаража» Антон Белов. — Не призвать посетителей меняться, а вдохновить на изменения прежде всего самих себя». Для начала убрали урны из-под столов в офисе и сделали раздельный сбор мусора, потом купили пресс для пластика и алюминия, чтобы не возить вместе с отходами воздух, установили солнечные батареи на крыше, стали собирать макулатуру и вообще практически отказались от бумажных буклетов, заменив их электронными каталогами и мобильными аудиогидами. В кафе «Гаража» теперь можно получить скидку, если прийти за кофе со своей кружкой. Крышечки одноразовых стаканов, а также контейнеры для еды навынос — из кукурузного крахмала и сахарного тростника. В лимонаде, который заказывает презирающий рабочие кабинеты Антон, вместо трубочки торчит макаронина букатини.

«Эта программа — плод совместных усилий. Я не верю, что если директор верит, а команда — нет, или наоборот, что-то может получиться. Тут как раз нужен фронт людей, каждый из которых привносит что-то свое и которые изо дня в день по чуть-чуть что-то делают и помогают другим. Я сторонник малых дел. Ты не можешь сразу все изменить, но можно начать собирать крышечки от пластиковых бутылок и участвовать в акции «Добрые крышечки», ну и пакетов меньше покупать».

Сам Антон на пути к ответственному потреблению продвинулся довольно далеко, хотя этого и не признает: «Я человек, который практически живет в самолетах и тем уже наносит вред. Каждый перелет — вредительство. Из остального транспорта у меня электрический автомобиль, электрический самокат и обычный велосипед. Я храню на балконе гигантский холщовый мешок, куда собираю мусор в переработку. Борюсь с магазинами, даже пишу жалобы типа: «У вас очень вредная упаковка, я не хочу ее потом мыть и сдавать, поменяйте ее на что-то более экологичное». Покупаю бытовую химию, соответствующую экостандартам. А еще я недавно был в Японии и обнаружил, что у них стиральные машины не греют воду, потому что они посчитали, что выброс горячей воды в канализацию сильно повышает нагрузку на атмосферу. Я‑то, по заветам бабушек, всегда считал, что лучше кипятить, а теперь тоже ставлю температуру не выше 30 градусов».

Про то, что стирается в машинке, отдельная история. Главный принцип — покупать реже, но более качественные вещи. И, как в искусстве, с понятным провенансом, чтобы без потогонных фабрик и рабского труда. В результате в модном шорт-листе Антона остались ботинки Prada, брюки и рубашки Marni, рубашки Gucci («и те и другие живут у меня годами и не приходят в полную негодность, несмотря на мое ужасное в отношении них поведение»), сумки Dior, рюкзак Bottega Veneta, а также базовые вещи Uniqlo, сшитые в России толстовки Garage, английские футболки Sunspel и японские джинсы («классные, удобные, стареют хорошо»). Для всего, что перестало приносить радость, существует внутрикорпоративный Garage Sale. «Я счастлив, если какая-то классная брендовая вещь, которую я очень любил, но которая вышла из моей внутренней моды, не пойдет на помойку, а доставит радость кому-то еще».

В отличие от одежды книги Белов покупает в промышленных масштабах, пополняя как домашнюю библиотеку, так и свое любимое место в музее — библиотеку «Гаража». «Если я чем-то увлекаюсь, будь то второй или третий авангард, урбанистика или какое-то специфическое течение в архитектуре вроде японского метаболизма, то пытаюсь собрать все, что известно по этому вопросу. Впрочем, книжки и сами каким-то образом материализуются в стенах офиса, а потом перемещаются в библиотеку. За время работы над «Грядущим миром» мы собрали впечатляющую подборку по устойчивому развитию и экологии на русском, английском, немецком».

Сейчас Антон читает все, что связано с Музеем искусств в Нукусе. Там стараниями переехавшего в 1950‑х годах в Узбекистан московского художника и искусствоведа Игоря Савицкого собрана выдающаяся коллекция гонимого тогда в столице русского авангарда. Жемчужины этого собрания пару лет назад показывал Пушкинский музей, но у «Гаража» планы амбициознее. «Нам мало просто привезти работы, мы хотим работать с Нукусом как с институтом. Для нас сейчас важная тема — постсоветское пространство. Мы хотим найти идентичность, которую мы потеряли. Найти то, что нас всех объединяет, и то, чем мы можем друг друга обогатить. Мы, конечно, можем сколько угодно говорить, что нам нужно делать выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке или чтобы нас полюбил Китай, потому что там много денег и населения. Но, наверное, важнее учиться работать с Ригой, разобраться, как существуют Казахстан и Узбекистан, искать художников в Армении, дружить с институциями в Грузии. У нас так много общего прошлого и совершенно нет настоящего и будущего, а хочется с помощью культуры и современного искусства создать такое совместное будущее, чтобы оно было интересно всем нам. Мы уже сделали проект в Астане, потом помогали открыть первые в Казахстане и Узбекистане центры современного искусства».

Имперские амбиции? «Нет, мы же не открываем «Гаражи» в каждом регионе, не навязываем свою повестку. Мы хотим найти институции, с которыми мы бы сами дружили и которые работали бы между собой, в обход Москвы. Краснодар с Казанью, Казань с Алма-Атой, Рига с Ташкентом».

Горизонтальные связи и инициативы снизу, которые развиваются благодаря правильной инфраструктуре, — любимая тема Белова. Он рад проектам вроде бара-галереи «Перелетный кабак», где смешались вино, искусство и джаз. И выделяет тренд на glocals — художников, которые, добившись мировой славы, не забывают малую родину: группировка «ЗИП» в Краснодаре, уроженец Чечни Аслан Гайсумов или Евгений Антуфьев из Тувы.

«Столицами арт-рынка, — говорит Антон, — как были Нью-Йорк и Лондон, так и останутся, но самое интересное в искусстве сейчас происходит не там, а в Берлине, Китае, Корее, Индии. Наши кураторы недавно вернулись из Вьетнама и были в полном восторге от местных художников. И в этой ситуации у России большое преимущество. Арт-рынок здесь развит плохо, поэтому искусство может развиваться бешеными темпами, потому что нет давления бизнеса».

На вопрос о том, каким он сам видит грядущий мир, Антон смеется: «Я вырос на советской фантастике, поэтому он будет прекрасный, загадочный и неожиданный. На звездолетах мы полетим осваивать галактики и планеты, и все будут счастливы с нами дружить. А тех, кто дружить не захочет, мы победим, потому что мы — добро».

Фото: Павел Харатян; архив Vogue. Стиль: Aнастасия Митина. Груминг: Марина Мелентьева. Макияж: Алексей Молчанов. Ассистент фотографа: Денис Измирлиев / Bold. Продюсеры: Карина Чистякова; Маргарита Синяева. Ассистенты продюсеров: Алиса Шмидт; Полина Никифорова; Марк Циома. Благодарим Музей современного искусства «Гараж» за помощь в проведении съемки

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Один укус Один укус

Полезные снеки заполонили полки, но все ли из них безопасны для здоровья?

Vogue, июнь'19
Что происходит с индустрией музыкальных видео в России Что происходит с индустрией музыкальных видео в России

Чем современные музыкальные видео отличаются от тех, что были 20-30 лет назад

РБК, октябрь'19
Где розовые очки? Где розовые очки?

Британец Тэрон Эджертон примеряет стразы и страсти молодого Элтона Джона

Vogue, июнь'19
Как отличить поддельные кроссовки от оригинальных? Как отличить поддельные кроссовки от оригинальных?

Как отличить поддельные кроссовки, чтобы не стать обладателем фейковых Yeezy

GQ, октябрь'19
Репортаж Репортаж

Изучаем светскую жизнь регионов

SNC, июнь'18
От гламурной дивы до Vetements-адепта: эволюция стиля Анастасии Ивлеевой От гламурной дивы до Vetements-адепта: эволюция стиля Анастасии Ивлеевой

Как изменилась главный блогер Руси за два года успеха?

Cosmopolitan, октябрь'19
Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes, март'19
«Вояджер» измерил давление на краю Солнечной системы «Вояджер» измерил давление на краю Солнечной системы

Космический аппарат, запущенный в 1977 году, исправно передает данные домой

National Geographic, октябрь'19
Обзор беспроводных наушников Elari Ear Drops: реально хорошие уши? Обзор беспроводных наушников Elari Ear Drops: реально хорошие уши?

Полностью беспроводные наушники от Elari

CHIP, октябрь'19
Паранойя современности. Как страх стал нашим постоянным спутником Паранойя современности. Как страх стал нашим постоянным спутником

Мы живем в самое безопасное время в истории человечества

Forbes, октябрь'19
Диана Вишнева: «Я не приветствую эпатаж ради моды и трендов» Диана Вишнева: «Я не приветствую эпатаж ради моды и трендов»

Какие перемены нужны русской школе балета и чего ждать от молодого поколения

Grazia, октябрь'19
Почему человек скрипит зубами во сне? Причины и способы решения проблемы Почему человек скрипит зубами во сне? Причины и способы решения проблемы

Почему человек скрипит зубами во сне и что с этим делать

Playboy, октябрь'19
Тьма на оба ваших глаза: сексуальные игры с повязкой Тьма на оба ваших глаза: сексуальные игры с повязкой

Что делать и что не делать с человеком, глаза которого скрыты под повязкой

Cosmopolitan, октябрь'19
lexus UX. Премиальная миниатюра lexus UX. Премиальная миниатюра

Автопроизводители нашли способ бесконечно продавать один и тот же автомобиль

4x4 Club, октябрь'19
Иван Дорн — о трансформациях, амбициях градоначальника и «калампусике» Иван Дорн — о трансформациях, амбициях градоначальника и «калампусике»

Мы попросили Ивана Дорна представить себя в новом образе

РБК, октябрь'19
ОСАГО изменилось с 1 октября: как теперь ездить ОСАГО изменилось с 1 октября: как теперь ездить

Разбираемся, что делать после ДТП и как новая система должна облегчить жизнь

РБК, октябрь'19
Вторая попытка: 8 необычных мест для повторного свидания Вторая попытка: 8 необычных мест для повторного свидания

Как провести второе свидание на высшем уровне?

Cosmopolitan, октябрь'19
Хна для волос: как правильно выбрать Хна для волос: как правильно выбрать

Рассказываем, как правильно выбрать хну для волос

Cosmopolitan, октябрь'19
Топ-9 продуктов для роста волос на голове (+ список нужных добавок и привычек) Топ-9 продуктов для роста волос на голове (+ список нужных добавок и привычек)

Объясняем, как растут волосы и какие привычки помогают им расти быстрее

Playboy, октябрь'19
Жозе Айзенберг. Путешественник во времени Жозе Айзенберг. Путешественник во времени

Жозе Айзенберг до сих пор легко может вернуться в детство

Караван историй, октябрь'19
«У меня в самолете лопнула труба»: Азиза пережила две внематочные беременности «У меня в самолете лопнула труба»: Азиза пережила две внематочные беременности

Певица Азиза призналась, что могла четыре раза стать матерью.

Cosmopolitan, октябрь'19
Черепашонок проглотил 104 фрагмента пластика за два месяца. Спасти его не удалось Черепашонок проглотил 104 фрагмента пластика за два месяца. Спасти его не удалось

Морские черепахи не приспособлены к новой диете

National Geographic, октябрь'19
Женщины без возраста: что помогает нам сохранять молодость Женщины без возраста: что помогает нам сохранять молодость

Поколение тридцати-сорокалетних женщин стареть категорически не намерено

Psychologies, октябрь'19
Как мы живем на 140 тысяч в месяц: молодая семья с младенцем и ипотекой Как мы живем на 140 тысяч в месяц: молодая семья с младенцем и ипотекой

Легко ли выжить молодой семье в Москве на одну зарплату мужа и декретные

Cosmopolitan, октябрь'19
Разбираемся, как правильно и модно носить ремень Разбираемся, как правильно и модно носить ремень

Ремень – универсальный аксессуар, его можно носить с любыми предметами гардероба

Cosmopolitan, октябрь'19
Мингьюр Ринпоче: «Смело встречая страх будущего, мы преобразуем настоящее» Мингьюр Ринпоче: «Смело встречая страх будущего, мы преобразуем настоящее»

Как принимать повседневные вызовы, сохранять спокойствие и стать свободным

Psychologies, октябрь'19
В России создали новое средство для лечения заражения крови В России создали новое средство для лечения заражения крови

Резиденты МГУ разработали уникальное средство для борьбы с сепсисом

Популярная механика, октябрь'19
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь, октябрь'19

Ольга Кормухина обратилась в суд с иском против Полины Гагариной

Cosmopolitan, октябрь'19
4 октября – Всемирный день защиты животных 4 октября – Всемирный день защиты животных

День, который призван обратить внимание человечества на проблемы животных

National Geographic, октябрь'19