«Гараж» открывает выставку и переходит на ответственное потребление

VogueКультура

Большая перемена

«Гараж» открывает выставку «Грядущий мир» и переходит на ответственное потребление. Возглавляет экодвижение директор музея Антон Белов

Фото: Павел Харатян. Стиль: Aнастасия Митина. Текст: Анна Федина

Бомбер, Ermenegildo Zegna; пуловер, Falconeri; брюки, Pal Zileri; кроссовки, Boss.

Вы попали в Эдем, и у вас в руках бейсбольная бита. Как вы поступите? Проверить себя этим летом можно будет в Музее современного искусства «Гараж», где частью масштабного проекта «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030‑2100» станет инсталляция калифорнийца Дуга Эйткена «Сад». Там же будет кухня с тараканами китайского художника Хуан Юн Пина, отсылающая к кухонным дебатам Хрущева и Никсона, гигантская паутина из саморазлагающегося скотча от базирующегося в Берлине коллектива Numen и соляная комната нашей Анастасии Потемкиной. Новозеландец Хейден Фаулер вслед за Йозефом Бойсом поселится в клетке с волком, только на этот раз благодаря очкам виртуальной реальности художнику будет казаться, что они с хищником в прерии. А гении иммерсивного театра Rimini Protokoll готовят секретный проект с единственными существами, которые живут вечно.

Выставка, для которой «Гараж» предложил полусотне художников поразмышлять о совместном будущем природы и человека, займет все пространство музея и площадь перед ним и, постепенно изменяясь, продлится полгода. Но тема ответственного отношения к миру не покинет музей и после закрытия экспозиции. «Гараж» уже запустил программу устойчивого развития. Собственно, с нее все и началось, идея выставки возникла уже в процессе.

«Года два назад мы с сотрудниками организовали проектный офис и стали думать, что мы можем поменять внутри музея, — рассказывает директор «Гаража» Антон Белов. — Не призвать посетителей меняться, а вдохновить на изменения прежде всего самих себя». Для начала убрали урны из-под столов в офисе и сделали раздельный сбор мусора, потом купили пресс для пластика и алюминия, чтобы не возить вместе с отходами воздух, установили солнечные батареи на крыше, стали собирать макулатуру и вообще практически отказались от бумажных буклетов, заменив их электронными каталогами и мобильными аудиогидами. В кафе «Гаража» теперь можно получить скидку, если прийти за кофе со своей кружкой. Крышечки одноразовых стаканов, а также контейнеры для еды навынос — из кукурузного крахмала и сахарного тростника. В лимонаде, который заказывает презирающий рабочие кабинеты Антон, вместо трубочки торчит макаронина букатини.

«Эта программа — плод совместных усилий. Я не верю, что если директор верит, а команда — нет, или наоборот, что-то может получиться. Тут как раз нужен фронт людей, каждый из которых привносит что-то свое и которые изо дня в день по чуть-чуть что-то делают и помогают другим. Я сторонник малых дел. Ты не можешь сразу все изменить, но можно начать собирать крышечки от пластиковых бутылок и участвовать в акции «Добрые крышечки», ну и пакетов меньше покупать».

Сам Антон на пути к ответственному потреблению продвинулся довольно далеко, хотя этого и не признает: «Я человек, который практически живет в самолетах и тем уже наносит вред. Каждый перелет — вредительство. Из остального транспорта у меня электрический автомобиль, электрический самокат и обычный велосипед. Я храню на балконе гигантский холщовый мешок, куда собираю мусор в переработку. Борюсь с магазинами, даже пишу жалобы типа: «У вас очень вредная упаковка, я не хочу ее потом мыть и сдавать, поменяйте ее на что-то более экологичное». Покупаю бытовую химию, соответствующую экостандартам. А еще я недавно был в Японии и обнаружил, что у них стиральные машины не греют воду, потому что они посчитали, что выброс горячей воды в канализацию сильно повышает нагрузку на атмосферу. Я‑то, по заветам бабушек, всегда считал, что лучше кипятить, а теперь тоже ставлю температуру не выше 30 градусов».

Про то, что стирается в машинке, отдельная история. Главный принцип — покупать реже, но более качественные вещи. И, как в искусстве, с понятным провенансом, чтобы без потогонных фабрик и рабского труда. В результате в модном шорт-листе Антона остались ботинки Prada, брюки и рубашки Marni, рубашки Gucci («и те и другие живут у меня годами и не приходят в полную негодность, несмотря на мое ужасное в отношении них поведение»), сумки Dior, рюкзак Bottega Veneta, а также базовые вещи Uniqlo, сшитые в России толстовки Garage, английские футболки Sunspel и японские джинсы («классные, удобные, стареют хорошо»). Для всего, что перестало приносить радость, существует внутрикорпоративный Garage Sale. «Я счастлив, если какая-то классная брендовая вещь, которую я очень любил, но которая вышла из моей внутренней моды, не пойдет на помойку, а доставит радость кому-то еще».

В отличие от одежды книги Белов покупает в промышленных масштабах, пополняя как домашнюю библиотеку, так и свое любимое место в музее — библиотеку «Гаража». «Если я чем-то увлекаюсь, будь то второй или третий авангард, урбанистика или какое-то специфическое течение в архитектуре вроде японского метаболизма, то пытаюсь собрать все, что известно по этому вопросу. Впрочем, книжки и сами каким-то образом материализуются в стенах офиса, а потом перемещаются в библиотеку. За время работы над «Грядущим миром» мы собрали впечатляющую подборку по устойчивому развитию и экологии на русском, английском, немецком».

Сейчас Антон читает все, что связано с Музеем искусств в Нукусе. Там стараниями переехавшего в 1950‑х годах в Узбекистан московского художника и искусствоведа Игоря Савицкого собрана выдающаяся коллекция гонимого тогда в столице русского авангарда. Жемчужины этого собрания пару лет назад показывал Пушкинский музей, но у «Гаража» планы амбициознее. «Нам мало просто привезти работы, мы хотим работать с Нукусом как с институтом. Для нас сейчас важная тема — постсоветское пространство. Мы хотим найти идентичность, которую мы потеряли. Найти то, что нас всех объединяет, и то, чем мы можем друг друга обогатить. Мы, конечно, можем сколько угодно говорить, что нам нужно делать выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке или чтобы нас полюбил Китай, потому что там много денег и населения. Но, наверное, важнее учиться работать с Ригой, разобраться, как существуют Казахстан и Узбекистан, искать художников в Армении, дружить с институциями в Грузии. У нас так много общего прошлого и совершенно нет настоящего и будущего, а хочется с помощью культуры и современного искусства создать такое совместное будущее, чтобы оно было интересно всем нам. Мы уже сделали проект в Астане, потом помогали открыть первые в Казахстане и Узбекистане центры современного искусства».

Имперские амбиции? «Нет, мы же не открываем «Гаражи» в каждом регионе, не навязываем свою повестку. Мы хотим найти институции, с которыми мы бы сами дружили и которые работали бы между собой, в обход Москвы. Краснодар с Казанью, Казань с Алма-Атой, Рига с Ташкентом».

Горизонтальные связи и инициативы снизу, которые развиваются благодаря правильной инфраструктуре, — любимая тема Белова. Он рад проектам вроде бара-галереи «Перелетный кабак», где смешались вино, искусство и джаз. И выделяет тренд на glocals — художников, которые, добившись мировой славы, не забывают малую родину: группировка «ЗИП» в Краснодаре, уроженец Чечни Аслан Гайсумов или Евгений Антуфьев из Тувы.

«Столицами арт-рынка, — говорит Антон, — как были Нью-Йорк и Лондон, так и останутся, но самое интересное в искусстве сейчас происходит не там, а в Берлине, Китае, Корее, Индии. Наши кураторы недавно вернулись из Вьетнама и были в полном восторге от местных художников. И в этой ситуации у России большое преимущество. Арт-рынок здесь развит плохо, поэтому искусство может развиваться бешеными темпами, потому что нет давления бизнеса».

На вопрос о том, каким он сам видит грядущий мир, Антон смеется: «Я вырос на советской фантастике, поэтому он будет прекрасный, загадочный и неожиданный. На звездолетах мы полетим осваивать галактики и планеты, и все будут счастливы с нами дружить. А тех, кто дружить не захочет, мы победим, потому что мы — добро».

Фото: Павел Харатян; архив Vogue. Стиль: Aнастасия Митина. Груминг: Марина Мелентьева. Макияж: Алексей Молчанов. Ассистент фотографа: Денис Измирлиев / Bold. Продюсеры: Карина Чистякова; Маргарита Синяева. Ассистенты продюсеров: Алиса Шмидт; Полина Никифорова; Марк Циома. Благодарим Музей современного искусства «Гараж» за помощь в проведении съемки

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Один укус Один укус

Полезные снеки заполонили полки, но все ли из них безопасны для здоровья?

Vogue
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Где розовые очки? Где розовые очки?

Британец Тэрон Эджертон примеряет стразы и страсти молодого Элтона Джона

Vogue
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Боевые искусства Боевые искусства

Уровень красоты в Москве нулевых зашкаливал

Tatler
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Правило № 69: Вот тебе под ушки белые подушки Правило № 69: Вот тебе под ушки белые подушки

Алексей Ситников объясняет, что внутри у подушки безопасности — деньги

Tatler
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой» Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой»

В основном артисты — ленивые люди, они лучше попридержат свои эмоции

Коллекция. Караван историй
«Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро «Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро

Как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ прогресса

ТехИнсайдер
Акцент на глаза Акцент на глаза

Выбираем патчи для глаз на все случаи жизни

Лиза
В своем ритме В своем ритме

Элегантный современный интерьер, где соединились прошлое и настоящее

SALON-Interior
Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой

Из-за чего падает облачность в Антарктике?

N+1
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
Мифы и факты: Александр I Мифы и факты: Александр I

Весной на экраны вышел сериал об императоре. Какие факты вызывают споры?

Вокруг света
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове

Уникальные находки древнескандинавской культуры гресбакен

Знание – сила
Точно сказано Точно сказано

Первая коллаборация часового бренда с автомобильным — Aurus

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение» Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение»

Первые две серии нового сезона «Фишер. Затмение»: чего ждать и к чему готовиться

Правила жизни
Полис на взлет Полис на взлет

Как восстанавливается рынок туристического страхования

Деньги
Душа Тосканы Душа Тосканы

Модернистская вилла на склонах холмов, которыми славится тосканский пейзаж

SALON-Interior
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты

Почему родственники Гитлера решили навсегда прервать зловещую фамилию?

ТехИнсайдер
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Дачники Дачники

Почему дачная привязанность прочно вошла в культурный код русского человека?

Добрые советы
«Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе «Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе

Актриса Светлана Ходченкова — чему можно научиться даже у неприятных героев?

Forbes
«Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу «Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу

Как Америке катарцы подарили самолет.

Maxim
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии

Почему немецкая версия Vogue стала самым дорогостоящим провалом Конде Наст?

Forbes
Открыть в приложении