Лабиринт Фабра
В Эрмитаже при поддержке Vogue открывается первая в России выставка бельгийца Яна Фабра. Стоит ли ждать скандала?
Режиссер, хореограф, перформер, художник, скульптор, сценарист — у Яна Фабра множество ипостасей, и в каждой из них он заслужил репутацию провокатора. Получив классическое образование в Королевской академии изящных искусств Антверпена, он начинал с перформансов, в которых рисовал собственной кровью, спермой и пеплом сожженных на глазах публики купюр. Арт‑сообщество заметило бельгийца в 1980‑е, после показанной на Венецианской биеннале постановки «Сила театрального безумия», где актеры четыре часа давали друг другу пощечины.
За тридцать лет бюджеты выросли: вместо моноперформансов — спектакли с десятками актеров, вместо крови и пепла — мрамор и бронза. Но накал провокации Фабр не снижает — будь то секс на сцене или изображение себя в роли Христа. Это сделало бельгийца одним из самых востребованных художников в мире. Прогрессивные фестивали и консервативные театры, музеи, даже города (сейчас его гигантские скульптуры заполнили площади Флоренции) — Фабр везде. А теперь и в России.
«Обещаю, все будет прилично!» — смеется художник в ответ на мой вопрос, насколько смелые работы он готовит для Эрмитажа. Мы сидим в его антверпенском ателье, где он работает над рисунками, скульптурами и прочими проектами из области визуального искусства.
«Невероятная привилегия выставляться в Эрмитаже, просто фантастика, — продолжает художник. — К тому же я получил возможность прикоснуться к одной из лучших коллекций фламандской живописи в мире!» В отличие от многих коллег, существующих в глобальном контексте, он привязан к своим корням: «Я родился в Антверпене. Когда мне было десять, отец отвел меня в дом Рубенса, чтобы я копировал его рисунки. Я вырос на фламандской живописи и не перестаю учиться у мастеров. У Рубенса — композиции и работе со светом, у Босха — воображению… Многие из них более авангардны и современны, чем ныне живущие художники. Я ворую у них постоянно!»