В чем заключается смысл менопаузы
Перед написанием книги «Игры гормонов. Как гормоны движут нашими желаниями, определяют наши отношения с людьми, влияют на наш выбор и делают нас мудрее» профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Марти Хейзелтон провела ряд экспериментов и публиковала промежуточные результаты своих исследований, чтобы получить отклики коллег из разных стран. В книге автор рассказывает о «гормональном разуме», двойных стандартах гормональных циклов у мужчин и женщин и прямой зависимости настроения от фертильности. С разрешения издательства Corpus «Сноб» публикует одну из глав.
Закрываем окно (фертильности), открываем дверь
Хотя продолжительность жизни первых людей была меньше, чем у нас, первобытные женщины, рожавшие большинство детей на третьем десятке жизни, все же могли прожить достаточно долго, чтобы достичь финальной фазы гормонального цикла — менопаузы. Долгая жизнь после завершения репродуктивного периода — огромная редкость: среди млекопитающих, включая наших ближайших родственников приматов, это характерно лишь для немногих. Хотя другие приматы, кроме человека, способны приносить потомство после сорока лет, максимальная продолжительность жизни самки гориллы, например, составляет около 44 лет (в неволе); напротив, женщины могут прожить еще несколько десятков лет после завершения репродуктивного периода — до 80 лет и дольше.
В какой-то момент овуляция у женщин прекращается и гормональный цикл (включая эструс) с возрастом изменяется. Но менопаузу вряд ли следует считать признаком увядания женского тела, его износа или «высыхания», как часто говорят о состоянии пожилых женщин. Напротив, это новая фаза жизни, богатая возможностями и свободой, и множество женщин достигают удивительных успехов в возрасте 60, 70 и 80 лет.
Менопауза может быть важной «эггономической» фазой для тех женщин, которые меняют роль матери на роль бабушки. Конечно, не все женщины в менопаузе посвящают себя выращиванию следующего поколения. Матери и их взрослые дети могут жить далеко друг от друга или отстраниться друг от друга. А у кого-то и вовсе нет внуков.
Но в какой-то момент в истории человечества возникли причины, заставившие женщин эволюционировать таким образом, что у них появился этот заключительный всплеск гормонального разума, который помогает им в нужный момент переключиться на воспитание внуков и которого, по-видимому, нет ни у каких других животных.
Наблюдаем за китами: что знают косатки о течении жизни
Большинство видов животных, включая насекомых, способны размножаться до самой смерти. Слонихи рождают детенышей в возрасте 60 лет, придавая новый смысл выражению позднее «материнство», а антарктические полосатики могут рожать и в 80 лет, однако, как и у многих самок большинства видов животных, вскоре за последними родами следует последний вздох. Но эти животные хотя бы долго живут. А вот бедные маленькие поденки бесславно проживают жизнь, рождаясь, чтобы спариться, произвести потомство и умереть через 24 часа. Лососи мечут икру и вскоре умирают И, понятное дело, никто не хочет рассказывать детям, что произошло с останками паучихи Шарлотты (из фильма «Паутина Шарлотты») после того, как она сплела свою волшебную сеть для спасения поросенка Уилбура, произвела потомство и мирно скончалась. На самом деле крохотное веселое потомство Шарлотты, появляющееся в конце истории, во время своей первой трапезы должно было съесть мертвое тело матери, поскольку именно так поступают новорожденные пауки. Если какая-то мать и имеет право на статус мученицы, так это Шарлотта. Таким образом, долгожительство в роли бабушки недосягаемо для большинства живых существ — как мелких, так и крупных. Но не для китов-убийц, которые, как и мы, доживают до менопаузы.
Ученые давно знают, что самки китов-убийц (косаток) живут на протяжении десятков лет после последних брачных игр и рождения последнего детеныша. Но они не просто уходят и тихонько увядают в одиночестве или среди других престарелых самок. Старшие косатки остаются вблизи своих детей и помогают следующему поколению, в частности, в поисках источников пищи.
Киты-убийцы живут в семьях «по материнской линии» (т. е. среди особей, являющихся им родственниками со стороны матери). В такой семье может быть представлено от одного до четырех поколений, происходящих от старейшей самки: бабушки, дочери, внуки — и даже правнуки. Достигая половой зрелости, самки уходят на поиски партнеров для спаривания, но потом обычно возвращаются, и их детеныши становятся частью семьи, руководимой старейшиной. Самцы не живут с детенышами — они остаются со своими матерями.
Как и древние женщины, взрослые самки китов и их созревшие в репродуктивном плане дочери могут переживать эструс и производить детенышей примерно в одно и то же время. Но, как и у людей, по некоторым причинам такое «одновременное воспроизводство» неразумно. Когда матери-киты рождают детенышей в течение двух лет после появления на свет детенышей их собственных дочерей, по статистике вероятность гибели потомства старшей самки повышается в 1,7 раза.
Ученые считают, что это может быть связано с ограниченностью пищевых ресурсов. Киты-убийцы питаются коллективно: они вместе охотятся и вместе едят, деля между собой пищевые ресурсы. Более молодые самки, для которых самым важным является кормление собственных детенышей и обеспечение их выживания, не склонны делиться пищей с потомством других самок, включая потомство собственной матери. Дочери затрачивают больше времени и сил на кормление и воспитание своего потомства, и в этих усилиях они превосходят своих матерей, поскольку, естественно, сильнее и быстрее их. Старшие самки понимают, что не могут конкурировать с более молодыми, и поэтому, весьма мудро, переключаются на помощь своим дочерям и другим молодым самкам группы в воспитании следующего поколения. (У первобытных женщин за «одновременное воспроизводство” тоже приходилось расплачиваться, но в случае людей отчасти это было связано с тем, что женщины, в отличие от китов, не жили в семьях, которыми управляли женщины и которые поддерживали женщин.)