Планеры всегда привлекали военных инженеров бесшумностью и дешевизной

Популярная механикаОбщество

Троянские кони войны: военные планеры

Военный самолет – штука дорогая и сложная, потерять его в первом же сражении – нехорошая перспектива, в том числе и для армейского бюджета. А вот планер – лишенная двигателя конструкция, максимально простая и быстрая в производстве – вполне может заменить самолет в бою. Или в транспортировке войск – по крайней мере ряд подобных попыток истории известен.

Тим Скоренко

По сравнению с самолетом планер имеет целый ряд недостатков. В первую очередь это невозможность взлетать самостоятельно: планер можно запустить с помощью другого летательного аппарата, наземной лебедки, порохового толкача или, например, катапульты. Второй минус — серьезно ограниченная дальность полета. Конечно, в 2003 году пилот-рекордист Клаус Олманн на сверхлегком Schempp-Hirth Nimbus умудрился преодолеть в одном свободном полете 3009 км, но дистанция полета обыкновенного планера даже сегодня едва ли превышает 60 км.

Что уж говорить о военных временах, когда материалы и конструкции были значительно примитивнее! Наконец, еще один значимый минус — ограничение по массе. Чем тяжелее планер, тем хуже его летные характеристики, поэтому обвесить подобную машину вооружением от кабины до хвоста не получится. Тем не менее плюсы — бесшумность, дешевизна и простота в изготовлении — всегда привлекали военных инженеров.

53aeb980b4167140e43f9d66de21dccb.jpg

Сумрачный гений

Наиболее известной историей с военным применением планеров была, конечно, попытка Рихарда Фогта, знаменитого своим нетривиальным мышлением (чего стоил, например, асимметричный истребитель!). Как ни странно, главный конструктор Blohm und Voss отталкивался вовсе не от дешевизны конструкции (она стала побочным эффектом), а от необходимости уменьшить истребитель. Точнее, его фронтальную площадь, поскольку обычные самолеты все чаще расстреливались противником «в лоб». Осуществить свою идею Фогт решил достаточно оригинальным способом — избавившись от двигателя.

Предложение Фогта было принято в 1943 году, а к весне 1944-го планер Blohm und Voss BV 40 был готов к испытаниям. Конструкция была предельно проста: кабина из бронелистов (самый мощный, лобовой, имел толщину 20 мм), фюзеляж из клепаного железа и деревянная хвостовая часть, элементарные крылья (деревянный каркас, обшитый фанерой). Планер чем-то напоминал знаменитые японские самолеты, предназначенные для камикадзе, — таким ненадежным и странным он казался окружающим. Еще более удивляло, что пилот в BV 40 не сидел, а лежал на животе, упираясь подбородком в специальную стойку. Зато обзор у него был потрясающий: перед ним находилось достаточно большое стекло — бронированное, 120-миллиметровое.

b50e014252d22af07979e47d49ba4136.jpg

Так или иначе, в конце мая — начале июня провели ряд испытаний, и планер показал себя хорошо (Фогт вообще редко ошибался, просто ход его мышления был очень необычен). Несмотря на потерю нескольких прототипов, максимальная достигнутая в ходе испытаний скорость — 470 км/ч — обнадеживала, да и пилоты хвалили устойчивость планера. Другое дело, что все жаловались на крайне неудобную позу: руки и ноги быстро затекали, а полет мог продолжаться довольно долго, особенно с учетом предварительной буксировки.

Предполагалось, что Blohm und Voss BV 40 станет успешным истребителем. Будучи очень компактным и почти незаметным (кстати, полная бесшумность тоже играла свою роль), планер мог приблизиться к самолету противника — в первую очередь расчет шел на тяжелые бомбардировщики B-17 Flying Fortress — на расстояние атаки. А дальше в дело вступали две 30-мм пушки MK 108.

Но все закончилось так же, как и многие другие проекты тевтонского гения. Был дан заказ на партию планеров к весне 1945 года, но уже осенью 1944-го его отменили, а проект скоропалительно свернули. Причины были просты: у теряющей свои активы Германии не оставалось средств на экзотику, в бой шли только проверенные решения. BV 40 так и не успел повоевать.

General Aircraft Hamilcar (Великобритания, 1942). Один из самых больших военных планеров, когда-либо производившихся серийно. Использовался в ряде крупных десантных операций.

Военно-транспортная тематика

Проект Фогта был самым известным, но не единственным в истории (такие утверждения нередко можно встретить в сетевых и книжных источниках). Вообще, планеры использовались на войне достаточно часто — и немцами, и союзниками. Только это были, конечно, не экзотические истребители, а вполне обычные военно-транспортные машины, вместительные и построенные по традиционной планерной схеме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8 продуктов, которые ни в коем случае нельзя есть просроченными 8 продуктов, которые ни в коем случае нельзя есть просроченными

Некоторые продукты с последним ударом часов превращаются в настоящий яд

Популярная механика
Стас Пьеха: «Развод - дорога к счастью каждого из тех, кто в нем участвует» Стас Пьеха: «Развод - дорога к счастью каждого из тех, кто в нем участвует»

Стас Пьеха рассказал о том, как пережить развод и почему институт брака устарел

Cosmopolitan
Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации

С какими стереотипами вынуждены ежедневно бороться женщины-пилоты?

Forbes
7 пар обуви, опасных для здоровья 7 пар обуви, опасных для здоровья

А как вредишь своим ногам ты?

Лиза
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Завербованная страна. О трудностях переходного периода в осажденной крепости Завербованная страна. О трудностях переходного периода в осажденной крепости

Как заканчивать холодную войну и то делать с долгами по ЮКОСу и по «Боингу»?

СНОБ
20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes 20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes

Второй рейтинг 20 благотворительных фондов богатейших российских бизнесменов

Forbes
Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
Главная угроза человечеству от спутников Starlink и OneWeb Главная угроза человечеству от спутников Starlink и OneWeb

Какие угрозы для человечества несут рукотворные “созвездия” в ближайшем будущем?

Популярная механика
Стрижки для кудрявых и вьющихся волос, которые носят знаменитости Стрижки для кудрявых и вьющихся волос, которые носят знаменитости

Если у вас кудри, не спешите их выпрямлять

Cosmopolitan
Сокровище нации Сокровище нации

Разговор с легендарным тренером об Алине Кабаевой, зависти и отношениях с мужем

GQ
Мода hand-made: как сшить простое платье своими руками Мода hand-made: как сшить простое платье своими руками

Как сшить простое, но красивое платье своими руками

Cosmopolitan
Классная и страстная: чем зрелые женщины привлекают молодых мужчин Классная и страстная: чем зрелые женщины привлекают молодых мужчин

Почему молодые парни часто стремятся завести отношения со зрелыми женщинами

Cosmopolitan
Асаны в йоге — какие позы помогут расслабиться Асаны в йоге — какие позы помогут расслабиться

Какие асаны в йоге подойдут для начинающих

Cosmopolitan
Щепотка имбиря Щепотка имбиря

Имбирь сочетает в себе тонкий аромат, умеренно жгучий вкус и полезные свойства

Наука и жизнь
Пойдем вдвоем Пойдем вдвоем

Индустрия красоты постепенно стирает гендерные границы!

Домашний Очаг
Кэндес Бушнелл: Есть ли еще секс в большом городе? Отрывок из книги Кэндес Бушнелл: Есть ли еще секс в большом городе? Отрывок из книги

Кэндес Бушнелл: рассуждает об интимных вопросах в своей новой книге

СНОБ
Как научиться подтягиваться на турнике: эффективная программа для начинающих Как научиться подтягиваться на турнике: эффективная программа для начинающих

Самое время научиться подтягиваться на турнике, если ты до сих пор не умеешь

Playboy
Юэн Макгрегор Юэн Макгрегор

Правила жизни актёра Юэна Макгрегора

Esquire
Смартфон не видит карту microSD – что делать? Смартфон не видит карту microSD – что делать?

Рассказываем, как вернуть microSD к работе

CHIP
Глобальный помощник Глобальный помощник

Как торговец чаем Сергей Дашков стал бизнес-ангелом для российских стартапов

Forbes
Игра вдолгую Игра вдолгую

Миллиардер Роман Троценко затевает новые масштабные проекты

Forbes
Кинотеатр «Юность» Кинотеатр «Юность»

Кинокритики хвалят Тимоти Шаламе за игру, редакторы моды — за стиль

Glamour
Главные открытия в космосе за 10 лет Главные открытия в космосе за 10 лет

2010-е стали временем огромных успехов в изучении и освоении космоса

Esquire
Нарасхват: бренд, с которым в этом сезоне дизайнеры сотрудничали чаще всего Нарасхват: бренд, с которым в этом сезоне дизайнеры сотрудничали чаще всего

Триумфальное шествие adidas началось в Лондоне

GQ
Почему во многих российских городах так не любят Москву Почему во многих российских городах так не любят Москву

У России немало претензий к собственной столице

GQ
Рекомендовано специалистами: 6 советов для тех, кто борется с бессонницей Рекомендовано специалистами: 6 советов для тех, кто борется с бессонницей

Несложные правила, которые помогут справиться с бессонницей

Популярная механика
Таблетки от обжорства Таблетки от обжорства

Как правильно принимать ферменты

Лиза
Как выходец с Украины запустил в США приложение для похудения, выручка которого выросла за год в четыре раза Как выходец с Украины запустил в США приложение для похудения, выручка которого выросла за год в четыре раза

Как Артем Петаков разработал приложение для здорового образа жизни Noom

Forbes
Актриса непростого ремесла Актриса непростого ремесла

Катрин Денев — о кино и сельскохозяйственных выставках

GQ
Открыть в приложении