Планеры всегда привлекали военных инженеров бесшумностью и дешевизной

Популярная механикаОбщество

Троянские кони войны: военные планеры

Военный самолет – штука дорогая и сложная, потерять его в первом же сражении – нехорошая перспектива, в том числе и для армейского бюджета. А вот планер – лишенная двигателя конструкция, максимально простая и быстрая в производстве – вполне может заменить самолет в бою. Или в транспортировке войск – по крайней мере ряд подобных попыток истории известен.

Тим Скоренко

По сравнению с самолетом планер имеет целый ряд недостатков. В первую очередь это невозможность взлетать самостоятельно: планер можно запустить с помощью другого летательного аппарата, наземной лебедки, порохового толкача или, например, катапульты. Второй минус — серьезно ограниченная дальность полета. Конечно, в 2003 году пилот-рекордист Клаус Олманн на сверхлегком Schempp-Hirth Nimbus умудрился преодолеть в одном свободном полете 3009 км, но дистанция полета обыкновенного планера даже сегодня едва ли превышает 60 км.

Что уж говорить о военных временах, когда материалы и конструкции были значительно примитивнее! Наконец, еще один значимый минус — ограничение по массе. Чем тяжелее планер, тем хуже его летные характеристики, поэтому обвесить подобную машину вооружением от кабины до хвоста не получится. Тем не менее плюсы — бесшумность, дешевизна и простота в изготовлении — всегда привлекали военных инженеров.

53aeb980b4167140e43f9d66de21dccb.jpg

Сумрачный гений

Наиболее известной историей с военным применением планеров была, конечно, попытка Рихарда Фогта, знаменитого своим нетривиальным мышлением (чего стоил, например, асимметричный истребитель!). Как ни странно, главный конструктор Blohm und Voss отталкивался вовсе не от дешевизны конструкции (она стала побочным эффектом), а от необходимости уменьшить истребитель. Точнее, его фронтальную площадь, поскольку обычные самолеты все чаще расстреливались противником «в лоб». Осуществить свою идею Фогт решил достаточно оригинальным способом — избавившись от двигателя.

Предложение Фогта было принято в 1943 году, а к весне 1944-го планер Blohm und Voss BV 40 был готов к испытаниям. Конструкция была предельно проста: кабина из бронелистов (самый мощный, лобовой, имел толщину 20 мм), фюзеляж из клепаного железа и деревянная хвостовая часть, элементарные крылья (деревянный каркас, обшитый фанерой). Планер чем-то напоминал знаменитые японские самолеты, предназначенные для камикадзе, — таким ненадежным и странным он казался окружающим. Еще более удивляло, что пилот в BV 40 не сидел, а лежал на животе, упираясь подбородком в специальную стойку. Зато обзор у него был потрясающий: перед ним находилось достаточно большое стекло — бронированное, 120-миллиметровое.

b50e014252d22af07979e47d49ba4136.jpg

Так или иначе, в конце мая — начале июня провели ряд испытаний, и планер показал себя хорошо (Фогт вообще редко ошибался, просто ход его мышления был очень необычен). Несмотря на потерю нескольких прототипов, максимальная достигнутая в ходе испытаний скорость — 470 км/ч — обнадеживала, да и пилоты хвалили устойчивость планера. Другое дело, что все жаловались на крайне неудобную позу: руки и ноги быстро затекали, а полет мог продолжаться довольно долго, особенно с учетом предварительной буксировки.

Предполагалось, что Blohm und Voss BV 40 станет успешным истребителем. Будучи очень компактным и почти незаметным (кстати, полная бесшумность тоже играла свою роль), планер мог приблизиться к самолету противника — в первую очередь расчет шел на тяжелые бомбардировщики B-17 Flying Fortress — на расстояние атаки. А дальше в дело вступали две 30-мм пушки MK 108.

Но все закончилось так же, как и многие другие проекты тевтонского гения. Был дан заказ на партию планеров к весне 1945 года, но уже осенью 1944-го его отменили, а проект скоропалительно свернули. Причины были просты: у теряющей свои активы Германии не оставалось средств на экзотику, в бой шли только проверенные решения. BV 40 так и не успел повоевать.

General Aircraft Hamilcar (Великобритания, 1942). Один из самых больших военных планеров, когда-либо производившихся серийно. Использовался в ряде крупных десантных операций.

Военно-транспортная тематика

Проект Фогта был самым известным, но не единственным в истории (такие утверждения нередко можно встретить в сетевых и книжных источниках). Вообще, планеры использовались на войне достаточно часто — и немцами, и союзниками. Только это были, конечно, не экзотические истребители, а вполне обычные военно-транспортные машины, вместительные и построенные по традиционной планерной схеме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусственный интеллект и карьера: доступные технологии, которые помогут не выгореть на работе Искусственный интеллект и карьера: доступные технологии, которые помогут не выгореть на работе

Стресс на рабочем месте — более распространенная проблема, чем принято думать

Популярная механика
Как спасти планету, когда держишь деньги в банке Как спасти планету, когда держишь деньги в банке

С чего начать, если вы хотите помочь планете, и какими способами это делать

СНОБ
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
5 самых грозных боевых топоров 5 самых грозных боевых топоров

Какие топоры завоевали себе славу и были наиболее популярны у воинов

Популярная механика
Млечный Путь и Андромеда прямо сейчас мчатся навстречу друг другу — космический апокалипсис или слияние галактик? Млечный Путь и Андромеда прямо сейчас мчатся навстречу друг другу — космический апокалипсис или слияние галактик?

Млечный Путь и Андромеда сейчас стремительно движутся навстречу друг другу

Inc.
Зачем нужна научная фантастика и почему она актуальна сейчас Зачем нужна научная фантастика и почему она актуальна сейчас

В наш век научная фантастика может показаться забытым жанром, но это не так

РБК
Земля переезжает Земля переезжает

Когда Солнце начнет затухать, корабль «Земля» уже прибудет к новой звезде

Популярная механика
7 вопросов Леониду Ольшанскому, защитнику автомобилистов 7 вопросов Леониду Ольшанскому, защитнику автомобилистов

Леонид Ольшанский о взятках и штрафах

Русский репортер
Похудела в три раза: как американка весом 300 кг взяла себя в руки Похудела в три раза: как американка весом 300 кг взяла себя в руки

Простые девушки одерживают героические победы над собственным весом

Cosmopolitan
Михаил Мишустин и его семья заработали около $36 миллионов в инвесткомпании UFG. Премьер работал там в 2008-2010 годах Михаил Мишустин и его семья заработали около $36 миллионов в инвесткомпании UFG. Премьер работал там в 2008-2010 годах

Мишустин перешел в бизнес с госслужбы и стал владельцем 25% в фондах UFG

Esquire
Мы еще повоюем: стоит ли бороться за любовь Мы еще повоюем: стоит ли бороться за любовь

Все уже привыкли к мысли, что отношения – это сложно и над ними нужно работать

Cosmopolitan
Новые «Ходячие мертвецы» и не только: 6 лучших жанровых сериалов 2020 года Новые «Ходячие мертвецы» и не только: 6 лучших жанровых сериалов 2020 года

Готовься найти новый любимый сериал

Playboy
10 самых глупых террористов современности 10 самых глупых террористов современности

С террористами иногда случаются совершенно идиотские истории

Maxim
«Бэтмобиль», танк и беспилотник: странные машины, пойманные полицией «Бэтмобиль», танк и беспилотник: странные машины, пойманные полицией

Необычные транспортные средства, появлявшиеся на обычных дорогах

РБК
«Какого черта я натворил?» Как наследник миллиардов оказался на скамье подсудимых после случайного признания в убийстве «Какого черта я натворил?» Как наследник миллиардов оказался на скамье подсудимых после случайного признания в убийстве

Роберт Дерст мог стать преемником своего отца и унаследовать семейный бизнес

Forbes
Блондинка и ее законы Блондинка и ее законы

Вера Брежнева – о стереотипах, критике, домашнем хозяйстве и отношениях с мужем

Cosmopolitan
Водители в России игнорируют смертельный дефект. Кому угрожает опасность Водители в России игнорируют смертельный дефект. Кому угрожает опасность

Речь о проблемах с подушками безопасности производства фирмы Takata

РБК
Марина Малашенко: В обход HR, или Какими способами поиска работы вы еще не пользовались Марина Малашенко: В обход HR, или Какими способами поиска работы вы еще не пользовались

Какими приемами воспользоваться, чтобы привлечь к себе внимание нужной компании

СНОБ
Та самая девочка Та самая девочка

Ольга Бузова о том, почему не стесняется быть «девочкой из «Дома-2»

Домашний Очаг
Цена медали: популярные спортсмены, которые совершили самоубийство Цена медали: популярные спортсмены, которые совершили самоубийство

Собрали трагические истории спортсменов, которые решили покончить с собой

Cosmopolitan
На свой страх и риск На свой страх и риск

Как отказаться от ненужной страховки

Лиза
Работай языком: что такое мьюинг и почему он может Работай языком: что такое мьюинг и почему он может

Как поддерживать подтянутый овал лица и заостренные скулы

Cosmopolitan
Шоу Путина. Зачем власти понадобились модные агитформаты Шоу Путина. Зачем власти понадобились модные агитформаты

Президенту приходится на склоне лет осваивать новомодный стиль агитации

СНОБ
Конец картеля: почему цены на нефть перестали реагировать на заявления ОПЕК Конец картеля: почему цены на нефть перестали реагировать на заявления ОПЕК

Новая реальность лишила старый картель ОПЕК былого могущества

Forbes
Антиутопия в бирюзовых тонах Антиутопия в бирюзовых тонах

Если «бирюзовый» стиль управления так хорош, почему он не распространен?

Psychologies
Власть феромонов: можно ли влюбить в себя с помощью запаха Власть феромонов: можно ли влюбить в себя с помощью запаха

Насколько можно доверять обещаниям на этикетках «духов Казановы»?

Популярная механика
Тяжелый развод и страшный диагноз: звезды, похудевшие после серьезных потрясений Тяжелый развод и страшный диагноз: звезды, похудевшие после серьезных потрясений

Звезды, которым удалось сбросить вес после того, как судьба бросила им вызов

Cosmopolitan
Мой секрет семейного счастья: я больше не обижаюсь на близких Мой секрет семейного счастья: я больше не обижаюсь на близких

Принято считать, что в браке надо открыто обсуждать обиды

Psychologies
Жить с раком без чувства вины Жить с раком без чувства вины

Отрывок из книги «Правила ведения боя. #победитьрак»

Psychologies
Кожа из рыбы и пластик из грибов: 8 самых необычных экологичных материалов, из которых делают одежду Кожа из рыбы и пластик из грибов: 8 самых необычных экологичных материалов, из которых делают одежду

Самые необычные материалы, из которых может быть сшита одежда

Esquire
Открыть в приложении